АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ (НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАЗ SCOPUS И WEB OF SCIENCE)

Цитирование: Баянов Д.И., Закирова В.Г. Анализ зарубежных образовательных практик в подготовке инженеров для авиастроительной отрасли (на основе международных баз Scopus и Web of Science) // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 3 (152). — С.133-139.

Автор(ы): Д.И. Баянов, В.Г. Закирова

Название статьи: Анализ зарубежных образовательных практик в подготовке инженеров для авиастроительной отрасли (на основе международных баз Scopus и Web of Science)

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.017

Аннотация. Авиастроительная отрасль всегда нуждалась и нуждается в решении фундаментальных проблем, связанных с подготовкой кадров для данной отрасли, формированием и непрерывным развитием их профессиональных компетенций в условиях возрастания требований к надежности, безопасности, экономичности и экологичности авиационной техники, что связанно с различными видами не только внешних, но и внутренних рисков, предполагающих человеческий фактор, являющийся предметом исследования как педагогической, так и психологической науки. Согласно представленности публикаций по проблеме подготовки кадров для авиастроительной отрасли в качестве лидирующих стран выступают Китай, Америка и Великобритания. Соответственно, целью данного исследования явился анализ публикационной активности исследователей данных стран в цитатно-аналитических базах Scopus и Web of Science с 1990 по 2021 гг., который проводился нами в марте 2022 года. Ведущим методом в исследовании данной проблемы явился анализ зарубежных публикаций в данных базах, позволивший предоставить объективную оценку результатов научно-педагогических исследований по проблеме подготовки кадров для авиастроительной отрасли. В статье проведен качественный и количественный анализ научных трудов по данной проблеме высоко цитируемых зарубежных авторов, определены положительные зарубежные практики, представляющие адаптационный образовательный потенциал для отечественной системы инженерного образования в плане подготовки кадров для авиастроительной отрасли; выявлены мировые тренды в подготовке инженеров авиастроительной отрасли, требующие своего междисциплинарного решения в отечественной системе как инженерного образования, так и авиастроительной отрасли.

Ключевые слова: зарубежный опыт, мировые тренды, подготовка кадров для авиастроительной отрасли, инженерное образование, цитатно-аналитические базы Scopus и Web of Science.

Контактные данные: bayanov_daniyar@mail.ru, zakirovav-2011@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Bayanov D., Zakirova V. Analysis of foreign educational practices at engineers’ training for aircraft industry (based on international databases Scopus and Web of Science) // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 3 (152). — Р.133-139.

Author(s): D. Bayanov, V. Zakirova

Name of article: Analysis of foreign educational practices at engineers’ training for aircraft industry (based on international databases Scopus and Web of Science)

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.017

Abstract. The aviation industry has always needed to solve fundamental problems related to the training of personnel for this industry, formation and continuous development of their professional competences in the context of increasing requirements for reliability, safety, efficiency and environmental friendliness of aviation equipment, which is associated with various types of not only external but also internal risks, involving human factor, which is the subject of research in both pedagogical and psychological sciences. According to the publications’ representation on the issue of personnel training for the aircraft industry, China, America and Great Britain are the leading countries. Accordingly, the purpose of this study was to analyze the publication activity of researchers from these countries in the Scopus and Web of Science databases from 1990 to 2021, which was conducted in March 2022. The leading method in the study of this issue was the analysis of foreign publications in these databases, which allowed providing an objective assessment of the results of scientific and pedagogical research on the problem of personnel training for the aircraft industry. The article provides a qualitative and quantitative analysis of scientific works on the issue by highly cited foreign authors, determines positive international practices representing adaptive educational potential for the Russian system of engineering education in terms of personnel training for the aviation industry; identifies global trends in aircraft engineers training, requiring the interdisciplinary solution in the domestic system of both engineering education and the aircraft industry.

Keywords: foreign experience, international trends, training for the aircraft industry, engineering education, citation and analysis databases Scopus and Web of Science.

The contact details of authors: bayanov_daniyar@mail.ru, zakirovav-2011@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD