АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ В СТРУКТУРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цитирование: Букалова Г.В. Анализ проблем воспитания в структуре цифровизации инженерного образования // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6 (155). — С.106-112.

Автор(ы): Г.В. Букалова

Название статьи: Анализ проблем воспитания в структуре цифровизации инженерного образования

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.013

Аннотация. Постиндустриальное развитие современной сферы технического производства, связанное с расширением свободы и ответственности производственной деятельности индивидуумов, актуализирует формирование морально-этических компетенций выпускника вуза инженерного профиля. Актуальность статьи обусловлена наличием выявленной педагогической проблемы воспитания в структуре инженерного образования, мало акцентируемой прежде. Цель статьи состоит в представлении результата анализа дидактически целесообразных педагогических подходов к реализации воспитательного воздействия в условиях цифровизации образовательного процесса вуза. Воспитательный процесс признается выраженным элементом риска в поле актуальных проблем цифровизации инженерного образования. Профессиональная ответственность как формируемый структурный элемент личности студента инженерного профиля является значимой предметной составляющей воспитательного воздействия в условиях цифровизации образовательного процесса. Предпринимательский характер производственной деятельности – важный аспект процесса воспитания в условиях образовательного процесса инженерного профиля. Доказано, что формирование признания студентами производственных ценностей в качестве элемента профессиональной ответственности инженерно-технического работника – актуальная цель воспитательного процесса вуза. В качестве частной методики предложена интеграция процессов обучения и воспитания в условиях цифровизации на основе применения коллективного выполнения студентами практических заданий проектного типа. Статья предназначена для исследователей проблем высшего образования и преподавателей вузов инженерного профиля.

Ключевые слова: цифровизация инженерного образования, воспитательное воздействие, задания проектного типа, профессиональная ответственность, профессиональная идентичность.

Контактные данные: 57orleya@gmail.com

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Bukalova G. Analysis of educational problems in the structure digitalization of engineering education // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 6 (155). — Р.106-112.

Author(s): G. Bukalova

Name of article: Analysis of educational problems in the structure digitalization of engineering education

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.013

Abstract. The post-industrial development of the modern sphere of technical production, associated with the expansion of freedom and responsibility of production activities of individuals, actualizes the formation of moral and ethical competencies of a graduate of an engineering university. The relevance of the article is due to the presence of the identified pedagogical problem of education in the structure of engineering education, little emphasized before. The purpose of the article is to present the result of the analysis of didactically appropriate pedagogical approaches to the implementation of educational impact in the conditions of digitalization of the educational process of the university. The educational process is recognized as a pronounced element of risk in the field of actual problems of digitalization of engineering education. Professional responsibility as a formed structural element of the personality of an engineering student is a significant subject component of educational impact in the conditions of digitalization of the educational process. The authors propose a didactic basis for the implementation of educational impact in the conditions of digitalization of the educational process: a variety of types of professional responsibility inherent in the technical sphere of production. The entrepreneurial nature of industrial activity is an important aspect of the process of education in the conditions of the educational process of engineering profile.  It is proved that the formation of students’ recognition of production values as an element of professional responsibility of an engineering and technical worker is an actual goal of the educational process of the university. As a private methodology, the integration of learning and education processes in the conditions of digitalization is proposed based on the use of collective implementation of practical tasks by students of the project type. The article is intended for researchers of higher education problems and teachers of engineering universities.

Keywords: digitalization of engineering education, educational impact, project-type tasks, professional responsibility, professional identity.

The contact details of authors: 57orleya@gmail.com

Full version of article: DOWNLOAD