АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Цитирование: Гельмутдинова М.Р. Апробация модели организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6 (155). — С.149-159.

Автор(ы): М.Р. Гельмутдинова

Название статьи: Approbation of a model of organizational and pedagogical support for socialization of orphans

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.019

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки модели организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот в условиях приемной семьи, которая отражает социальный заказ общества и является профессионально направленной и педагогически ориентированной. Модель обобщает все структурные элементы исследуемого процесса (целевой, методологический, содержательный, практический, диагностико-результативный блоки). На основании разработанной модели можно теоретически обосновать и экспериментально апробировать процесс социализации детей-сирот в условиях взаимодействия приемной семьи в определенных социально-педагогических условиях. Созданная модель позволяет структурировать процесс адаптации детей-сирот в приемных семьях, сделать его более наглядным и универсальным.

Цель статьи: на основе разработанной модели организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот и предложенных диагностических исследований провести апробацию модели и на основе критериально-диагностического инструментария оценить результативность процесса адаптации детей-сирот в замещающей семье.

Автором разработана организационно-педагогическая модель сопровождения приемного ребенка в замещающей семье. Структурными элементами модели являются следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, технологический, диагностико-результативный. В статье приводится диагностико-результативный блок процесса адаптации ребенка в приемной семье, включающий диагностические методы, результаты диагностических исследований, мероприятия, проводимые в рамках педагогического сопровождения и полученные результаты исследования на примере одной из исследуемых семей. Апробация предложенной модели в конкретных социально-педагогических условиях продемонстрировала свою эффективность, подтверждаемую критериями адаптации в разный диагностический период и формирование вторичной привязанности ребенка-сироты к приемным родителям и опекунам. Положительные результаты апробации индивидуальных программ социализации ребенка в замещающих семьях в рамках разработанной организационно-педагогической модели позволяют рекомендовать модель в практику социально-педагогической работы.

Ключевые слова: сопровождение, социальная адаптация, диагностика, педагогическая модель, организационно-педагогические условия.

Контактные данные: malika@info-islam.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Helmutdinova M. Approbation of a model of organizational and pedagogical support for socialization of orphans // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 6 (155). — Р.149-159.

Author(s): M. Helmutdinova

Name of article: Approbation of a model of organizational and pedagogical support for socialization of orphans

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.019

Abstract. The relevance of the article is due to the need to develop a model of organizational and pedagogical support of socialization of orphans in foster families and its implementation through diagnostic studies of subjects of the foster family, taking into account the characteristics of the child’s personality and socio-pedagogical conditions. The model generalizes all structural elements of the studied process (target, methodological, substantial, practical, diagnostic-resultative blocks). On the basis of the developed model, it is possible to prove theoretically and to experimentally approve process of socialization of orphan children in the conditions of interaction of a foster home in certain social and pedagogical conditions. The created model allows to structure process of adaptation of orphan children in foster homes, to make it more evident and universal.

The purpose of the article: on the basis of the study of the pedagogical literature, the developed model of organizational and pedagogical support for socialization of orphans and methods of diagnostics of subjects of substitute families to conduct model approbation and evaluate the received result of socialization of orphans in foster families.

The author developed an organizational and pedagogical model to support a foster child in a foster family. The structural elements of the model are the following blocks: goal, methodological, content, technological, diagnostic and resultative block. The article provides a diagnostic-resultative block of the process of a child’s adaptation in a foster family including diagnostic methods, results of diagnostic research, activities carried out within the framework of pedagogical support and the research results obtained by the example of one of the families under study. Testing of the proposed model in specific socio-pedagogical conditions demonstrated its effectiveness, confirmed by adaptation criteria in different diagnostic periods and the formation of secondary attachment of the orphan child to adoptive parents and guardians. The positive results of approbation of individual programs of socialization of a child in substitute families within the framework of the developed organizational and pedagogical model allow us to recommend the model to the practice of socio-pedagogical work.

Keywords: support, social adaptation, diagnostics, pedagogical model, organizational and pedagogical conditions.

The contact details of authors: malika@info-islam.ru

Full version of article: DOWNLOAD