Цитирование: Путулян Н.С., Закирова В.Г., Власова В.К. Бинарная модель адаптации детей мигрантов в условиях современной школы // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 5 (154). — С.155-160.
Автор(ы): Н.С. Путулян, В.Г. Закирова, В.К. Власова
Название статьи: Бинарная модель адаптации детей мигрантов в условиях современной школы
DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.019
Аннотация. Актуальность исследования вызвана увеличением количества мигрантов в школах на территории Республики Татарстан и необходимостью разработки и внедрения адекватной современным условиям модели социокультурной адаптации детей мигрантов. Проведенный анализ выявил, что исследователи и педагоги-практики назвали основным недостатком существующих программ адаптации детей мигрантов их ориентацию в основном на проблемы и интересы детей мигрантов, при этом интересы детей-граждан часто не учитываются в проведении адаптационных мероприятий. Целью исследования стали разработка и методологическое обоснование модели адаптации детей мигрантов в условиях современной школы с учетом субъектности образовательной среды.
Авторами исследования представлены модель социокультурной адаптации детей-мигрантов в российской школе, обоснование методологических принципов и компонентов с опорой на средовой подход, а также субъектность процесса адаптации. В статье даны описание результатов теоретического этапа, данное исследование является предварительным этапом по эмпирической апробации модели в образовательной среде российской школы.
Ключевые слова: дети-мигранты, адаптация мигрантов, социокультурная адаптация, технологии адаптации.
Контактные данные: narohk@mail.ru, zakirovav2011@mail.ru, v2ko@mail.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Putulyan N., Zakirova V., Vlasova V. Binary model of migrant children adaptation in modern school conditions // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 5 (154). — Р.155-160.
Author(s): N. Putulyan, V. Zakirova, V. Vlasova
Name of article: Binary model of migrant children adaptation in modern school conditions
DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.019
Abstract. The research relevance is caused due to the increasing number of migrants in the Republic of Tatarstan’ schools and the need to develop and implement a model of socio-cultural adaptation of migrant children that is adequate for today’s conditions. The analysis has shown the following: researchers and practitioners have identified the main shortcoming of migrant children’s adaptation programs as being mainly focused on the problems and interests of migrant children. At the same time, the interests of citizen children are often not taken into account in adaptation activities. So, the purpose of the study is to develop and methodologically substantiate an adaptation model for migrant children in the conditions of modern school under the subjectivity of the educational environment. The authors present a model of socio-cultural adaptation of migrant children in a Russian school, justify the methodological principles and components based on the environmental approach, as well as the adaptation process subjectivity. The results of the theoretical stage are described in the paper. The following study is a preliminary stage of empirical testing of the model in the educational environment of the Russian school.
Keywords: migrant children, migrant adaptation, socio-cultural adaptation, adaptation technologies.
The contact details of authors: narohk@mail.ru, zakirovav2011@mail.ru, v2ko@mail.ru
Full version of article: DOWNLOAD