ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Цитирование: Додзина О.Б. Гендерные особенности толерантности подростков // Казанский педагогический журнал. – 2020. –  2 (139). – С.255-260. 

Автор(ы): О.Б. Додзина 

Название статьи: Гендерные особенности толерантности подростков 

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.035 

Аннотация. Проблема толерантности является актуальной для развития и нормального существования государства и общества. Это обусловило цель нашего исследования  изучение структуры и гендерных особенностей толерантности подростков. Для тестирования 46 подростков (23 мальчика и 23 девочки) были использованы методики «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова) и «Коммуникативная толерантность» (В.В. Бойко). В статье представлено сопоставление результатов исследования этнической, социальной, коммуникативной толерантности и толерантности как черты личности мальчиков и девочек. Выявлено что подростки вне зависимости от пола проявляют как толерантность, так и интолерантность. При высоких значениях интолерантности и у мальчиков, и у девочек этническая толерантность несколько преобладает над социальной толерантностью и толерантностью как чертой личности. Полученные результаты автор статьи объясняет сочетанием с одной стороны характерной для подросткового возраста самоидентификации, закономерно приводящей к росту интолерантности, а с другой стороны социально-психологическими установками традиционно многонационального региона. Установлено, что интолерантность мальчиков более выражена по сравнению с девочками, однако значимые различия между ними были обнаружены лишь по показателям коммуникативной толерантности. Полученные результаты объяснены автором как следствие присвоения подростками соответствующей гендерной роли: маскулинной  мальчиками и фемининной  девочками. Результаты исследования актуализируют противоречие между необходимостью разработки и реализации психолого-педагогических мер по развитию толерантности общества и спонтанно развивающейся в подростковом возрасте интолерантностью, вызванной развитием субъективности подростков и присвоением мальчиками маскулинной гендерной роли. 

Ключевые слова: толерантность, интолерантрость, этническая толерантность, толерантность как черта личности, социальная толерантность, коммуникативная толерантность, подростки; гендер. 

Контактные данные: dodzina@yandex.ru 

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ

 


 

Quoting: Dodzina O. Gender characteristics of tolerance in adolescents // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 2 (139). – р.255-260. 

Author(s)O. Dodzina 

Name of articleGender characteristics of tolerance in adolescents 

DOI10.34772/KPJ.2020.139.2.035 

Abstract. The problem of tolerance is relevant for the development and normal existence of the state and society. This determined the purpose of our research – the study of the structure and gender characteristics of tolerance in adolescents. For this, we used the methods of “Tolerance Index” (G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O.E. KhukhlaevaL.AShaigerova) and “Communicative Tolerance” (V.V. Boyko) for testing 46 teenagers (23 boys and 23 girls). The article presents a comparison of the results of a study of ethnic, social, communicative tolerance, and tolerance as a boys’ and girls’ personality trait. It was revealed that adolescents, regardless of gender, exhibit both tolerance and intolerance. With high values of intolerance in both boys and girls, ethnic tolerance somewhat prevails over social tolerance and tolerance as a personality trait. The author explains the results by the combination of self-identification characteristic of adolescence, which naturally leads to an increase in intolerance, and, on the other hand, with the socio-psychological attitudes of the traditionally multinational region. It was found out that the intolerance of boys is more pronounced compared to girls, however, significant differences between them were found out only in terms of communicative tolerance. The results are explained by the author as a consequence of the assignment by adolescents of the appropriate gender role: masculine – boys and feminine – girls. The results of the study actualize the contradiction between the need to develop and implement psychological and pedagogical measures to develop tolerance in society and spontaneously developing intolerance in adolescence, caused by the development of subjectivity of adolescents and the assignment of masculine gender role by boys. 

Keywords: tolerance, intolerance, ethnic tolerance, tolerance as a personality trait, social tolerance, communicative tolerance, adolescents, gender. 

The contact details of authorsdodzina@yandex.ru 

Full version of articleDOWNLOAD