ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА И УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ОТ ПРОЕКТА ДО РЕАЛИЗАЦИИ

Цитирование: Исхакова Р.Р. Городские училища и учительские институты Российской империи: от проекта до реализации // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 5 (148). – С.193-198.

Автор(ы): Р.Р. Исхакова

Название статьи: Городские училища и учительские институты Российской империи: от проекта до реализации

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.026

Аннотация. Вторая половина 19 в. – время активного формирования системы начального и среднего образования для всех без исключения социальных слоев населения. Актуальность статьи заключается в исследовании парадигмы развития так называемой городской системы образования, форм и методов обучения городского населения Российской империи. Выявлено, что система образования для населения промышленно развитых городов была задумана по образцу аналогичного прусского опыт, однако под влиянием целого ряда обстоятельств, исследованных в статье, трансформировалась в эффективную модель связанных между собой учебных заведений: городские училища – учительские институты. Проанализированы основные принципы вновь образованной системы образования: организационные основы, постановка учебного процесса. Сделаны выводы о социальном значении этой системы образования, ее месте в образовательном пространстве дореволюционной России.

Ключевые слова: городские училища, учительские институты, городская система образования, политика в сфере образования.

Контактные данные: isrezeda@yandex.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Iskhakova R. City schools and teacher training institutes of the Russian Empire: from project to implementation // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 5 (148). – Р.193-198.

Author(s): R. Iskhakova

Name of article: City schools and teacher training institutes of the Russian Empire: from project to implementation

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.026

Abstract. The second half of the 19th century was the time of active formation of the primary and secondary education system for all social strata of the population without exception. The relevance of the article lies in the study of the paradigm of the development of the so-called urban education system, forms and methods of teaching the urban population of the Russian Empire. It is revealed that the education system for the population of industrially developed cities was conceived on the model of a similar Prussian experience, however, under the influence of a number of circumstances investigated in the article, it was transformed into an effective model of interconnected educational institutions: urban schools – teachers’ institutes. The basic principles of the newly formed education system are analyzed: organizational foundations, the formulation of the educational process. Conclusions are drawn about the social significance of this education system, its place in the educational space of pre-revolutionary Russia.

Keywords: city schools, teachers’ institutes, city education system, education policy.

The contact details of authors: isrezeda@yandex.ru

Full version of article: DOWNLOAD