ДЕТЕРМИНАНТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Цитирование: Хусаинова С.В., Угарова Н.М. Детерминанты отклоняющегося поведения обучающихся группы риска в образовательной среде // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 3 (140). – С.255-260.

Автор(ы): С.В. Хусаинова, Н.М. Угарова

Название статьи: Детерминанты отклоняющегося поведения обучающихся группы риска в образовательной среде

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.036

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью непрерывного изучения отклоняющегося поведения обучающихся в образовательной среде. Необходимость в выявлении критериев и индикаторов для изучения группы риска – категории лиц, требующих особого внимания, позволяет внести уточнения в проведение анализа результатов наблюдения и эмпирического исследования. В данную категорию может попасть любой обучающийся, находящийся в трудной ситуации изменения, стресса и оказавшийся без поддержки близких в момент становления и развития. В статье показана возможность применения психодинамического подхода в изучении поведения лиц группы риска. Авторами проводится анализ результатов наблюдения и эмпирического исследования подверженности влиянию и поведенческой активности обучающихся. В результате проведенного исследования выявлены критерии (детерминанты) для дальнейшего изучения лиц категории особого внимания: проявление нетерпимости к окружающим; оскорбления, насмешки, пренебрежение; игнорирование (отказ в беседе, в признании); негативные стереотипы, предубеждения, поиск врага (перенос вины за несчастье и социальные проблемы); запугивание, угрозы; собственные представления о справедливости; эгоцентризм и отсутствие критики к себе и др. Выявлено, что одним из необходимых направлений в работе педагогов и педагогов-психологов является организация условий принятия лиц группы риска в образовательную среду, с учетом динамики развития их психики с неравномерностью проявления эффекта воздействия внешних раздражителей.

Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.

Ключевые слова: образовательная среда, психологические условия, обучающиеся, группа риска, терроризм, экстремизм.

Контактные данные: sv_husainova@mail.ru, sentibrina21@mail.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Khusainova S., Ugarova N. Determinants of deviating behavior of risk group students in the educational environment // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 3 (140). – р.255-260.

Author(s): S. Khusainova, N. Ugarova

Name of article: Determinants of deviating behavior of risk group students in the educational environment

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.036

Abstract. The relevance of the article is due to the need to continuously study the deviating behavior of students in the educational environment. The need to identify criteria and indicators for the study of the “risk” group makes it possible to clarify the analysis of the results of observation and empirical research. The “risk” group can include any student in a difficult situation of change, stress and without the support of loved ones at the moment of its formation and development. The article shows the possibility of applying a psychodynamic approach in studying the behavior of persons of the “risk group.” The authors analyze the results of observation and empirical study of exposure to influence and behavioral activity of students. The study revealed criteria (determinants) for further study of persons of “risk” group: manifestation of intolerance towards others; insults, sneers, neglect; Ignoring (denial in conversation, in recognition); Negative stereotypes, biases, the search for the enemy (transfer of blame for misfortune and social problems); intimidation, threats; Own perceptions of fairness; Egocentrism and lack of criticism of itself, etc. It was revealed that one of the necessary directions in the work of teachers and teachers-psychologists is the organization of conditions for admission of persons of “risk” group into the educational environment, taking into account the dynamics of their psyche development with uneven manifestation of the effect of external stimuli.

The article is intended for employees of the educational system, heads of educational organizations, researchers.

Keywords: еducational environment, psychological conditions, students, risk group, terrorism, extremism.

The contact details of authors: sv_husainova@mail.ru, sentibrina21@mail.ru

Full version of articleDOWNLOAD