ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ

Цитирование: Салаватулина Л.Р., Резникова Е.В. Диагностика готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству // Казанский педагогический журнал. — 2023. — № 2 (157). — С.83-88.

Автор(ы): Л.Р. Салаватулина, Е.В. Резникова

Название статьи: Диагностика готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству

DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.011

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству. Автор определяет готовность как интегральное качество личности, отражающее целостность мотивационно-ценностного, когнитивно-операционального, личностно-рефлексивного компонентов, необходимых для реализации волонтерской деятельности в инклюзивной среде. Предложен критериально-диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству и определить педагогические стратегии подготовки к добровольческой деятельности в условиях инклюзивного образовательного пространства. Результаты организованного исследования позволили сформулировать авторскую идею о сущности, структуре и содержании волонтерской компетенции, обуславливающую необходимость ее включения в перечень профессиональных компетенций будущего педагога. Представлена модель волонтерской компетенции, состоящая из четырех сегментов, определяющих знания и умения волонтера в сопровождении лиц с ОВЗ и инвалидностью. Делается вывод о необходимости создания социально-образовательной среды педагогического университета для расширения волонтерской практики и формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, инклюзивное волонтерство, профессиональная подготовка будущего педагога, готовность к волонтерству, волонтерская деятельность.

Контактные данные: salavatulinalr@cspu.ru, reznikovaev@cspu.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Salavatulina L., Reznikova E. Diagnostics of the readiness of future teachers for inclusive volunteering // Kazan pedagogical journal. — 2023. — № 2 (157). — Р.83-88.

Author(s): L. Salavatulina, E. Reznikova

Name of article: Diagnostics of the readiness of future teachers for inclusive volunteering

DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.011

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the readiness of future teachers for inclusive volunteering. The author defines readiness as an integral quality of a personality, reflecting the integrity of the motivational-value, cognitive-operational, personal-reflexive components necessary for the implementation of volunteering in an inclusive environment. Criteria-diagnostic tools are proposed to study the level of readiness of future teachers for inclusive volunteering and to determine pedagogical strategies for preparing for volunteering in an inclusive educational environment. The results of the organized study made it possible to formulate the author’s idea about the essence, structure and content of volunteer competence, which necessitates its inclusion in the list of professional competencies of a future teacher. A model of volunteer competence is presented, consisting of four segments that determine the knowledge and skills of a volunteer, accompanied by people with disabilities. The conclusion is made about the need to create a socio-educational environment of the Pedagogical University in order to expand volunteer practice and form the readiness of future teachers for inclusive volunteering.

Keywords: volunteering, inclusive volunteering, professional training of a future teacher, readiness for volunteering, volunteering activity.

The contact details of authors: salavatulinalr@cspu.ru, reznikovaev@cspu.ru

Full version of article: DOWNLOAD