ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЗА РУБЕЖОМ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX — НАЧАЛО XXI ВЕКА)

Цитирование: Баклашова Т.А. Диалектическая периодизация трансформации практической подготовки будущего учителя за рубежом (вторая половина XX — начало XXI века) // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 4 (153). — С.68-78.

Автор(ы): Т.А. Баклашова

Название статьи: Диалектическая периодизация трансформации практической подготовки будущего учителя за рубежом (вторая половина XX — начало XXI века)

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.008

Аннотация. Вопрос практической подготовки будущих учителей остается «ахиллесовой пятой» педагогического образования во многих странах мира, в том числе и России. Сохраняется значительный разрыв между теоретико-практической подготовкой студентов-педагогов в вузе и уровнем их подготовленности как специалистов по окончании обучения. Данная проблема актуализирует историко-педагогические, сравнительные исследования перспективного зарубежного опыта, осуществление периодизации трансформации практической подготовки будущих учителей с целью обеспечения упорядоченности научного материала, качество его анализа, понимания механизмов исторических процессов, выявления инвариантов и специфики развития систем для последующей разработки более универсальной методологии организации образовательного процесса. Таким образом, цель исследования – изучить историко-педагогические предпосылки и осуществить периодизацию трансформации практической подготовки будущих учителей в странах Северной Америки и Западной Европы на основе оригинальных научных статей, первичных источников. Ведущим методом в исследовании явился ретроспективный анализ трансформации систем педагогического образования в исследуемых странах; автором были применены историко-генетический, фактологический, проблемно-хронологический и сравнительный подходы. В статье представлена диалектическая периодизация трансформации системы практической подготовки будущих учителей в странах Северной Америки и Западной Европы (вторая половина XX — начало XXI века), определены инварианты, специфика и тенденции развития практической подготовки студентов-педагогов в рамках начального и постдипломного педагогического образования в университетах США, Канады, Великобритании, Германии и Нидерландов.

Ключевые слова: зарубежный опыт, периодизация, подготовка педагогических кадров, педагогическое образование, университет, школа, практика.

Контактные данные: ptatyana2011@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Baklashova T. Dialectical periodization of the future teachers’ practicum transformation abroad (second half of XX — early XXI century) // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 4 (153). — Р.68-78.

Author(s): T. Baklashova

Name of article: Dialectical periodization of the future teachers’ practicum transformation abroad (second half of XX — early XXI century)

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.008

Abstract. The problem of future teachers’ practicum remains the Achilles’ heel of teacher education in many countries around the world, including Russia. There is a significant gap between theoretical and practical training of future teachers at the university and the level of their preparedness as professionals upon graduation. This problem makes historical and pedagogical studies, foreign experience ones, as well as the periodization of the student teachers practicum’ transformation relevant. This will help to streamline the scientific material, to structure its analysis, to understand the mechanisms of historical processes. It will also allow identifying invariants and specifics of systems development for justifying the universal methodology of educational process organization. Thus, the purpose of the study is to examine the historical and pedagogical prerequisites and implement the periodization of the future teachers practicum’ transformation in North America and Western Europe. The research is based on authentic scientific articles and primary sources. The leading method in the study is a retrospective analysis. The author used historical-genetic, factual, problem-chronological and comparative approaches. The paper presents the dialectical periodization of future teachers practicum’ transformation in North America and Western Europe (second half of XX — early XXI century), identifies the invariants, specifics and trends in the development of student teachers’ practicum in the initial and postgraduate teacher education in the universities of USA, Canada, Great Britain, Germany and the Netherlands.

Keywords: foreign experience, periodization, teacher training, teacher education, university, school, practicum.

The contact details of authors: ptatyana2011@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD