Дистант как новый фактор формирования личностных характеристик лиц группы риска

Цитирование: Хусаинова С.В., Палеха Е.С. Дистант как новый фактор формирования личностных характеристик лиц группы риска // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 4 (153). — С.252-262.

Автор(ы): С.В. Хусаинова, Е.С. Палеха

Название статьи: Дистант как новый фактор формирования личностных характеристик лиц группы риска

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.031

Аннотация. Пандемия COVID-19 вызвала самые большие сбои в системах образования за Новую историю, затронув почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах. Целью данного исследования стало выявление признаков обострения социальной девиации в поведении личности и группы в условиях срочного распространения дистанционной формы обучения и педагогического взаимодействия.

Выбор методов исследования определялся его задачами и перспективой раскрытия темы: авторами использовались общенаучные теоретические и эмпирические методы, включенное наблюдение, экспертные оценки, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных.

В результате была описана концепция «интегративной» модели социальной девиации поведения личности и группы в среде дистанционного обучения. Было установлено, что интегративное поле «конвергенции» определяло взаимодействие группы и личности и представляло собой принятие нормативности социальной группы при исключении средних и низких показателей эффективности цифрового взаимодействия. Также авторами было дано теоретическое обоснование необходимости усиления психологической безопасности образовательной среды в условиях разворачивания учебного процесса на расстоянии. Проведено краткое исследование коммуникативно-информационных факторов, влияющих на поведение личности и группы в современной информационной педагогической среде.

Таким образом, в статье была предпринята попытка теоретизировать и обобщить модель взаимоотношений между студентами и преподавателями, внезапно вынужденными перейти на полное или частичное дистанционное обучение. Полученные данные и научные обобщения помогут скорректировать модель дистанционного онлайн-обучения, сделать его более комфортным и эффективным и избежать ошибок, допущенных в условиях неподготовленного экстремального перехода на дистант.

Ключевые слова: дистанционное обучение, группа риска, социальная девиация в поведении, нарратив, интегративная модель, онлайн-обучение, стресс.

Контактные данные: sv_husainova@mail.ru, katerina.paleha@gmail.com

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Khusainova S., Palekha E. Distance as a new factor in the formation of characteristics of persons at risk // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 4 (153). — Р.252-262.

Author(s): S. Khusainova, E. Palekha

Name of article: Distance as a new factor in the formation of characteristics of persons at risk

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.031

Abstract. The COVID-19 pandemic has caused the largest disruption in education systems ever, affecting nearly 1.6 billion students in more than 190 countries and on all continents. The purpose of this study was to reveal the signs of aggravation of social deviation in the behavior of an individual and a group in the conditions of extreme spread of distance learning and interaction.

The choice of research methods is determined by the tasks and perspective of the topic: the authors used general scientific methods, methods of theoretical research, – research organization methods, methods of empirical research: participant observation, expert assessments, questioning, testing, data processing methods.

As a result, the concept of an «integrative» model of social deviation of the behavior of an individual and a group in a distance environment has been described. The integrative field of «convergence» determines the interaction of the group and the individual and represents the acceptance of the normativity of the social group, while excluding medium and weak remote and digital interactions. Also theoretical substantiation of the need to strengthen the psychological safety of the educational environment in the distance was made. The short study of communication and information factors that affect the behavior of the individual and the group in the modern information environment was held.

Thus, an attempt to theorize and generalize the model of relations in the study group and between students and teachers, suddenly forced to switch to a form of full or partial distance learning, was made. The obtained data and scientific generalizations will help to correct the model of comfortable and effective distance online learning in the present and avoid mistakes made in the context of an unprepared extreme transition to digital.

Keywords: distance learning, risk group, social deviation in behavior, narrative, integrative model, online education, stress.

The contact details of authors: sv_husainova@mail.ru, katerina.paleha@gmail.com

Full version of article: DOWNLOAD