ДОМИНАНТЫ СОЦИОСООБРАЗНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цитирование: Гильмеева Р.Х., Шибанкова Л.А. Доминанты социосообразности в системе высшего педагогического образования // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 4 (153). — С.34-40.

Автор(ы): Р.Х. Гильмеева, Л.А. Шибанкова

Название статьи: Доминанты социосообразности в системе высшего педагогического образования

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.004

Аннотация. Представленная статья является частью исследования стратегий развития педагогических вузов с позиций мета-принципов когнитивной педагогики. Авторы обращаются к исследованию педагогических вузов, что обусловлено повышенными социальными ожиданиями к профессиональной деятельности и личности современного педагога.

В статье актуализируется идея социосообразности в современном педагогическом образовании, предусматривающая соответствие образовательного процесса педагогического вуза запросам общества в формировании человека, будущего педагога с определенными профессиональными компетенциями и личностными качествами, которые адекватны реалиям времени, состоянию, уровню и направлениям социально-экономического развития общества. Результат образовательного процесса должен быть востребован социумом и отвечать запросам и ожиданиям личности.

Цель – исследование программ развития педагогических вузов с позиций социосообразности. Методология исследования – когнитивная парадигма, раскрывающая социальное поведение и взаимодействие человека как результат имеющихся знаний, аттитюдов и когнитивных механизмов. Информационную базу исследования составили программы (стратегии) развития российских педагогических вузов. На основе принципа социальной ориентации авторами выделены векторы социосообразности (социально-коммуникативное взаимодействие, социально-ориентированная деятельность, социальная ответственность) и представлены результаты анализа программ развития педагогических вузов России по указанным сегментам. Статья рекомендована руководителям вузов, педагогам высшей школы, исследователям.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, программа развития университета, социосообразность, когнитивная парадигма образования, принцип социальной ориентации.

Контактные данные: rimma.prof@mail.ru, luz7@yandex.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Gilmeeva R., Shibankova L. Dominants of socio-consciousness in the system of higher pedagogical education // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 4 (153). — Р.34-40.

Author(s): R. Gilmeeva, L. Shibankova

Name of article: Dominants of socio-consciousness in the system of higher pedagogical education

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.004

Abstract. The article updates the idea of socio-consciousness in modern pedagogical education, which provides for the compliance of the educational process of the university with the needs of society in the formation of a person, teacher with certain professional competencies and personal qualities that are adequate to the realities of time, state, level and directions of socio-economic development of society. The result of the educational process should be in demand by society and meet the needs and expectations of the individual. The authors turn to the study of pedagogical universities, which is due to increased social expectations for the professional activity and personality of the teacher. The goal is to study the development programs of pedagogical universities from the standpoint of the cognitive paradigm of education, involving the identification of areas of activity, with the implementation of the idea of socio-consciousness.

Research methodology is a cognitive paradigm that reveals social behavior and human interaction as a result of available knowledge, attitudes and cognitive constructs. The information base of the study was compiled by programs (strategies) for the development of Russian pedagogical universities. On the basis of the principle of social orientation, the authors identified socio-consciousness vectors (social and communicative interaction, socially oriented activities, social responsibility) and presented the results of an analysis of the development programs of pedagogical universities in Russia in these segments. The article is recommended to heads of universities, teachers of higher education.

Keywords: higher pedagogical education, university development program, socio-consciousness, cognitive paradigm of education, principle of social orientation.

The contact details of authors: rimma.prof@mail.ru, luz7@yandex.ru

Full version of article: DOWNLOAD