Цитирование: Шапошникова Т.Л., Гордиенко О.А., Егорова А.Ю., Мизенко Е.Н. Идеи феноменологической педагогики и трансформация образовательного процесса в школьных технопарках // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 4 (153). — С.159-166.
Автор(ы): Т.Л. Шапошникова, О.А. Гордиенко, А.Ю. Егорова, Е.Н. Мизенко
Название статьи: Идеи феноменологической педагогики и трансформация образовательного процесса в школьных технопарках
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.019
Аннотация. Поднимается проблема необходимости дополнительной социализации одарённых детей в системе непрерывного образования школа – вуз, непосредственно в условиях школьного технопарка, находящегося при крупном техническом вузе, что даёт возможность проводить предпрофессиональтную подготовку, создавать референтные группы, позволяющие объединить школьников на основе увлечённости техническим творчеством. Актуальность исследования обусловлена результатами полученных авторами статистических данных о том, что социализация большинства школьных коллективов идёт, к сожалению, по пути реализации идеи личного обогащения, в связи с чем, на установки технически одарённых школьников оказывает негативное влияние референтная группа класса. В связи с этим поставлена цель исследования: изучить влияние квантумов школьного технопарка на изменение социализации школьников. Авторами проанализированы психолого-педагогические понятия социализации личности в современном обществе и связанная с этим трансформация педагогического процесса, рассмотрены идеи феноменологической педагогики в приложении к направлениям деятельности школьных технопарков, а также непосредственно проанализированы итоги проведённого ими пилотного педагогического эксперимента по сопоставлению социальных установок экспериментальных и контрольных групп школьников. Получены конкретные данные о том, что обучение в квантумах технопарка приводит к принципиальному изменению ценностных установок технически одарённых школьников.
Статья предназначена для педагогов, психологов и социологов, занимающихся вопросами одарённости и связанной с этим проблемой социализации будущей инженерной элиты страны.
Ключевые слова: школьный технопарк, одарённость, социальное окружение, позитивное девиантное поведение, общество открытого типа, социальная компетенция, предпрофессиональное обучение, квантум.
Контактные данные: shtale@yandex.ru, gordienko-olga@yandex.ru, alle-egorova@yandex.ru, men2010ua@gmail.com
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Shaposhnikova T., Gordienko О., Egorova А., Mizenko Е. The ideas of phenomenological pedagogy and the transformation of the educational process in school technoparks // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 4 (153). — Р.159-166.
Author(s): T. Shaposhnikova, О. Gordienko, А. Egorova, Е. Mizenko
Name of article: The ideas of phenomenological pedagogy and the transformation of the educational process in school technoparks
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.019
Abstract. The problem of the need for additional socialization of gifted children in the school –university continuing education system is raised, directly in the conditions of a school technopark located at a large technical university, which makes it possible to conduct pre-professional training, create reference groups that allow students to unite on the basis of enthusiasm for technical creativity. The relevance of the study is due to the results of the statistical data obtained by the authors that the socialization of most school collectives is, unfortunately, on the way of implementing the idea of personal enrichment, in connection with which the reference group of the class has a negative impact on the attitudes of technically gifted schoolchildren. In this respect, the purpose of the study is to study the influence of school technopark quantums on the change in the socialization of schoolchildren. The authors analyzed the psychological and pedagogical concepts of personality socialization in modern society and the associated transformation of the pedagogical process, considered the ideas of phenomenological pedagogy in the application to the activities of school technoparks, and also directly analyzed the results of their pilot pedagogical experiment to compare the social attitudes of experimental and control groups of schoolchildren. Definite data have been obtained that studying in the technopark’s quantums leads to a fundamental change in the value attitudes of technically gifted schoolchildren.
The article is intended for teachers, psychologists and sociologists dealing with the issues of giftedness and the related problem of socialization of the future engineering elite of the country.
Keywords: school technopark, giftedness, social environment, positive deviant behavior, open society, social competence, pre-professional training, quantum.
The contact details of authors: shtale@yandex.ru, gordienko-olga@yandex.ru, alle-egorova@yandex.ru, men2010ua@gmail.com
Full version of article: DOWNLOAD