ИНДЕКС ХИРША КАК СТИМУЛ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

Цитирование: Осипов П.Н. Индекс Хирша как стимул публикационной активности // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6 (155). — С.7-14.

Автор(ы): П.Н. Осипов

Название статьи: Индекс Хирша как стимул публикационной активности

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.001

Аннотация. В последние годы от научных работников и преподавателей вузов при планировании и отчетности, избрании и переизбрании по конкурсу, присвоении ученого звания, присуждении грантов и премий требуют указать среди прочих показателей и индекс Хирша, или h-индекс. Индекс Хирша – это наукометрический показатель значимости научных исследований, количественная характеристика продуктивности учёного за весь период научной деятельности. С его помощью сравнивают как отдельных ученых, так и коллективы кафедр, научных лабораторий и институтов. Этот показатель влияет на рейтинг вузов при оценке качества образования. Как и всякий формальный показатель, h-индекс имеет свои достоинства и недостатки. В любом случае он влияет на нашу публикационную активность. Цель этой статьи – показать, каково отношение преподавателей, научного сообщества к h-индексу и чем оно вызвано? Этому способствовало эмпирическое исследование, проведенное в зимне-весенний период 2021–22 учебного года методами опроса (анкетирование и беседа) с использованием случайной выборки, в которую вошли доктора и кандидаты наук, аспиранты и соискатели Казанского (Приволжского) Федерального университета, Казанского национального исследовательского технологического университета и некоторых других вузов г. Казани. В статье показаны реальные и желаемые индексы Хирша преподавателей в РИНЦ и Scopus/Web of Science, даются ответы на вопросы: трудно ли публиковаться в престижных изданиях, приходилось ли участникам опроса публиковать статьи за свои деньги, делать ссылки на статьи коллег с целью повышения индекса их цитирования, а не значимости результатов исследования? Характеризуя публикационную активность преподавателей – реальную и потенциальную, автор показывает, что более половины опрошенных преподавателей публикует в течение года 1 – 2 статьи в изданиях, индексируемых как в РИНЦ, так и Scopus/Web of Science. В перспективе значительно большее количество преподавателей хотели бы публиковаться в изданиях, индексируемых как в РИНЦ, так и в Scopus/Web of Science. При этом автор обращает внимание на то, что индекс Хирша зависит как от количества опубликованных статей, так и от импакт-фактора журнала, его доступности для научного сообщества. Немаловажное значение имеет значимость опубликованных материалов, то, насколько затронут они читателя. Соглашаясь с теми представителями научной общественности, которые считают, что количество публикаций, реферируемых в международных базах данных, не должно использоваться как основной наукометрический показатель для оценки российских преподавателей, автор, тем не менее, убедительно показывает, что «хиршеметрия» существенно изменила отношение преподавателей к публикационной активности. У многих профессоров показатели индекса Хирша не только в РИНЦ, но и в Scopus достаточны для отнесения их к первой категории ученых.

Ключевые слова: высшее образование, наука, наукометрия, индекс цитируемости, индекс Хирша, h-индекс.

Контактные данные: pospov@rambler.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Osipov P. Hirsch Index as a Stimulus for Publications // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 6 (155). — Р.7-14.

Author(s): P. Osipov

Name of article: Hirsch Index as a Stimulus for Publications

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.001

Abstract. Recent years have seen a new assessment metrics for evaluating the research contribution of academics, the Hirsch-index, or h-index. Academics have to demonstrate their h-index when submitting different types of reports, applying for a new position, or writing granting applications. The Hirsch-index quantifies and compares the significance of research publications and the citation impact of scientific researchers throughout all their career paths. The index can be used to compare either independent researchers, or research teams of departments, research laboratories, and institutes. This performance indicator influences the university rankings in quality assessment procedures. As any other formal indicator, the h-index has a number of benefits and drawbacks; nevertheless, it does influence our publication strategies. This paper aims at demonstrating the attitude of academics to the h-index and factors that caused this attitude. In the winter and spring of the 2021–22 academic year, the author interviewed Doctors and Candidate of Sciences, and post-graduate students of Kazan Federal University, Kazan National Research Technological University and several other universities in the city of Kazan. In addition to interviews, academics also participated in a survey with a set of different types of questions. Based on the results of interviews and survey, the paper gives answers to the following questions: what values of h-indices academics have in the Russian and in Scopus/Web of Science databases; how complicated the procedure of publishing a paper in a highly ranked peer-reviewed journal is; whether academics ever had to pay any publication fees and whether they had to cite other papers for the purpose of increasing the h-index rather than highlighting the significance of research. While characterizing the publication activity of academics, the real- life results and the expected potential, the author shows that, over half of the survey participants usually publish 1 or 2 papers in peer reviewed journals indexed in the Russian, or Scopus/Web of Science databases, annually. In the long run, much more academics would like to publish their papers in peer reviewed journals indexed in the Russian, or Scopus/Web of Science databases. The author emphasizes that the h-index value depends not only on the number of research papers published but also on the journal impact-factor, and access to the journal in the academic community. The relevance of the published research results is also very significant as it defines the interest of the readers. While being in agreement with the survey participants who think that the number of research papers should not be considered the main assessment metrics for evaluating the research contribution of the Russian academics, the author sounds convincing in admitting that h-index metrics has introduced significant changes into the attitude of academics towards publications. Many of the academics who participated in the survey have high h-indices both in the Russian and Scopus/Web of Science databases, and, therefore, can be considered as highly ranked professionals.

Keywords: higher education, science, citation index, Hirsh-index, h-index.

The contact details of authors: pospov@rambler.ru

Full version of article: DOWNLOAD