ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СТРУКТУРЕ

Цитирование: Юрченко Ю.В. Инклюзивная компетентность субъектов образовательного процесса: к вопросу о понятии и структуре // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 3 (140). – С.207-214.

Автор(ы): Ю.В. Юрченко

Название статьи: Инклюзивная компетентность субъектов образовательного процесса: к вопросу о понятии и структуре

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.029

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития инклюзивного образования в России, готовности субъектов образовательного процесса к деятельности в изменяющихся условиях, а так же необходимости формирования их инклюзивной компетентности. Автором проводится сравнительный анализ понятий «готовность», «компетентность», «компетенции». В статье обосновывается актуальность роли педагога в инклюзивном образовательном пространстве, определяется его центральное положение педагога при организации взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Автором анализируются понятия «инклюзивная готовность» и «инклюзивная компетентность», подходы к определению их структур и способов их формирования. Раскрывается значимость формирования инклюзивной компетентности субъектов для успешной реализации инклюзивных практик. Предложена структура инклюзивной готовности педагогов, родителей, обучающихся, и определены критерии инклюзивной компетентности в соответствии с предъявляемыми требованиями и стандартами образовательной политики. Статья предназначена для педагогов, специалистов психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных организаций, научных работников.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, субъекты образовательного процесса, инклюзивная образовательная среда, инклюзивная готовность, инклюзивная компетентность, структурные компоненты, формирование.

Контактные данные: dyulenkav@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Iurchenko Yu. Inclusive competence of subjects of the educational process: more on the concept and structure // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 3 (140). – р.207-214.

Author(s): Yu. Iurchenko

Name of article: Inclusive competence of subjects of the educational process: more on the concept and structure

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.029

Abstract. The article is devoted to the development in the area of inclusive education in Russia, the readiness of subjects of the educational process to act in the changing environment, as well as the need to shape their inclusive competence. The authors conduct a comparative concept analysis of “readiness”, “competency”, and “competence”. The article explains the teacher’s importance within an inclusive educational area. In addition, it determines the key role of teachers when organizing interaction between subjects of the educational process. The authors analyze the concepts of “readiness for inclusion” and “inclusive competence”, as well as approaches to determining their structures and ways of their shaping. The importance of developing inclusive competence in subjects under consideration to successfully implement inclusive practices is revealed. The readiness essence of teachers, parents, and students for inclusion is proposed. Certain criteria for determining competencies of inclusive competence in accordance with the requirements and standards of educational policy are identified. The article is intended for teachers, specialists of psychological and pedagogical support in educational organizations, scientists, and researchers.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, subjects of the educational process, educational inclusive environment, inclusive readiness, inclusive competence, structural components, formation.

The contact details of authors: dyulenkav@mail.ru

Full version of articleDOWNLOAD