ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Цитирование: Белова Т.А., Щербинина О.С. Исследование особенностей социального развития одаренных старшеклассников в образовательной среде организации // Казанский педагогический журнал. — 2023. — № 2 (157). — С.208-215.

Автор(ы): Т.А. Белова, О.С. Щербинина

Название статьи: Исследование особенностей социального развития одаренных старшеклассников в образовательной среде организации

DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.027

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения психолого-педагогических условий для формирования внутренней мотивации к деятельности одаренных учащихся. Одним из необходимых условий развития одаренных детей является наличие грамотно организованной образовательной среды, при взаимодействии с которой будет обеспечиваться самореализация одаренного ребенка, происходить совершенствование умений и навыков, удовлетворение его познавательных потребностей, достижение высоких результатов в изучаемой области знаний и самораскрытие новых способностей. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что не во всех образовательных организациях создана развивающая образовательная среда, до сих пор преобладают традиционные формы и методы обучения, ориентация на «среднего» ученика, низкий темп организации образовательного процесса. Такая специфика препятствует развитию внутренней мотивации к обучению, а также затрудняет формирование важных личностных характеристик, отсутствие которых усложняет процесс развития и реализации своего таланта, к таким характеристикам можно отнести: нацеленность на преодоление трудностей, упорство в достижении цели, способность к саморефлексии. В статье определены психолого-педагогические условия, при которых развитие мотивации к учебной деятельности у одаренных школьников будет осуществляться более эффективно: насыщенная ресурсным потенциалом образовательная среда для активизации познавательного интереса одаренных школьников; образовательная среда способствует межличностному взаимодействию между субъектами учебно-воспитательного процесса; обеспечивается индивидуальный подход на основе рефлексии, изучения результатов исследования мотивационной сферы одаренных учащихся.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, мотивация, образовательная среда, обучение.

Контактные данные: tanyabelova17@gmail.com, shcherbinina-olga@list.ru

Полная версия статьи:СКАЧАТЬ


Quoting: Belova T., Shcherbinina O. The study of the features of the social development of gifted high school students in the educational environment of the organization // Kazan pedagogical journal. — 2023. — № 2 (157). — Р.208-215.

Author(s): T. Belova, O. Shcherbinina

Name of article: The study of the features of the social development of gifted high school students in the educational environment of the organization

DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.027

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the psychological and pedagogical conditions for the formation of internal motivation for the activities of gifted students. One of the necessary conditions for the development of gifted children is the presence of a competently organized educational environment, in interaction with which the self-realization of a gifted child will be ensured, skills and abilities will be improved, his cognitive needs will be met, high results will be achieved in the field of knowledge studied and self-disclosure of new abilities. The results of numerous studies indicate that not all educational institutions have created a developing educational environment, traditional forms and methods of teaching still prevail, orientation to the «average» student, low pace of the educational process organization. Such specificity hinders the development of internal motivation to learn, and also complicates the formation of important personal characteristics, the absence of which complicates the process of developing and realizing one’s talent, such characteristics include: focus on overcoming difficulties, perseverance in achieving goals, the ability to self-reflection. The article defines the psychological and pedagogical conditions under which the development of motivation for learning activities among gifted schoolchildren will be carried out more effectively: an educational environment saturated with resource potential to activate the cognitive interest of gifted schoolchildren; the educational environment promotes interpersonal interaction between the subjects of the educational process; an individual approach is provided based on reflection, studying the results of the study of the motivational sphere of gifted students.

Keywords: giftedness, gifted children, motivation, educational environment, training.

The contact details of authors: tanyabelova17@gmail.com, shcherbinina-olga@list.ru

Full version of article: DOWNLOAD