ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Цитирование: Грунис М.Л. Исследование ролевых функций педагога как основы содержания цифровой коммуникационной компетенции // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 4 (153). — С.58-67.

Автор(ы): М.Л. Грунис

Название статьи: Исследование ролевых функций педагога как основы содержания цифровой коммуникационной компетенции

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.007

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена развитием образовательного цифрового пространства и нарастающем потоке информации, составляющей цифровой след. Мониторинг и анализ цифрового следа образовательных взаимодействий на основе применения цифрового инструментария позволяет организовывать образовательный процесс, направленный на развитие информационно-средовых ролевых функций, составляющих основу цифровой коммуникационной компетенции будущего педагога. Целью данной статьи является обоснование инновационной образовательной стратегии, нацеленной на развитие ролевых функций будущего педагога, на основе выбора и апробации методологических ориентиров подготовки педагогической общественности к освоению новых ролевых функций, состоящих в освоении инструментально-исполнительской, экспертно-аналитической и проектно-конструкторской деятельности в сфере соответствующего педагогического интеллектуального инструментария обработки цифрового следа. Авторами поднята проблема преодоления разрыва между достаточно большим объемом данных о взаимодействиях различных субъектов образовательной среды, оставивших цифровой след и отсутствием у студентов опыта оценки такого рода взаимодействий на основе аналитического инструментария. Диагностические процедуры эксперимента базируются на анализе совместно созданной магистрантами информации, отражающей их позицию и вклад в обеспечение трансформации сетевых образовательных взаимодействий. Выявлен адаптационный потенциал предложенного научно-методического обеспечения формирования и развития ролевых функций на основе взаимодействий студентов. Определена и методически обоснована прототипная система цифровых аналитических инструментов, а также предложен комплекс документов для адаптации будущих педагогов к цифровой образовательной среде. Исследование показало практическую значимость рассматриваемых методологических ориентиров и требований, положенных в основу методического обеспечения, нацеленного на введение в реальное образование интеллектуального аналитического инструментария цифрового следа сетевых образовательных взаимодействий.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, цифровой след, информационно-средовые ролевые функции педагога, цифровая коммуникационная компетенция, цифровой инструментарий.

Контактные данные: Max0108@yandex.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Grunis M. Study of the teacher’s role functions as the digital communication competence content basis // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 4 (153). — Р.58-67.

Author(s): M. Grunis

Name of article: Study of the teacher’s role functions as the digital communication competence content basis

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.007

Abstract. The relevance of the article is caused due to the development of the educational digital space and the growing flow of information constituting a digital footprint. Monitoring and analysis of the digital footprint of educational interactions based on the use of digital tools allows organizing an educational process aimed at the development of information and environmental role functions that form the basis of the digital communication competence of the future teacher. The purpose of this article is to substantiate an innovative educational strategy aimed at the development of role functions of the future teacher, based on the selection and testing of methodological guidelines for preparing the pedagogical community for the development of new role functions consisting in the development of instrumental-performing, expert-analytical and design activities in the field of appropriate pedagogical intellectual tools for processing the digital footprint. The authors raise the problem of bridging the gap between a sufficiently large amount of data on the interactions of various subjects of the educational environment which left a digital trace and the lack of students’ experience in assessing such interactions on the basis of analytical tools. Diagnostic procedures of the experiment are based on the analysis of information jointly created by undergraduates, reflecting their position and contribution to ensuring the transformation of network educational interactions. The adaptive potential of the proposed scientific and methodological support for the formation and development of role functions based on student interactions is revealed. A prototype system of digital analytical tools has been defined and methodically substantiated and a set of documents for the adaptation of future teachers to the digital educational environment has been proposed. The study showed the practical significance of the considered methodological guidelines and requirements underlying methodological support aimed at introducing into real education the intellectual analytical tools of the digital footprint of network educational interactions.

Keywords: information educational environment, digital footprint, information and educational role functions of the teacher, digital communication competence, digital tools.

The contact details of authors: Max0108@yandex.ru

Full version of article: DOWNLOAD