ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ КРЕАТИВНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТАХ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Цитирование: Волгуснова Е.А., Коновалова О.В., Шерешкова Е.А. Исследование роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности у старшеклассников // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6 (155). — С.196-202.

Автор(ы): Е.А. Волгуснова, О.В. Коновалова, Е.А. Шерешкова

Название статьи: Исследование роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности у старшеклассников

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.025

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью выявления ранней педагогической одаренности у обучающихся старшего школьного возраста для целенаправленной профориентационной работы с абитуриентами для выбора педагогических специальностей. Важность данного вопроса обозначена проблемой качественной подготовки педагогических кадров, в связи со снижением престижа педагогической профессии, низкой мотивацией в совершенствование своих профессиональных компетенций, отсутствием осознанности выбора профессии учителя и мн.др. Следовательно, раннее выявление способных и одаренных к педагогической деятельности обучающихся сможет обеспечить более высокий уровень осознанного обучения в вузах, и дальнейшего их роста в реализуемой профессиональной сфере. Авторами сформулировано понимание педагогической одаренности, ранней педагогической одаренности и дополнение ее структуры. Раскрыта роль универсальных компонентов ранней педагогической одаренности чаще в коммуникативных, чем в организаторских способностях у старшеклассников. Доказано, что у юношей превалируют показатели креативности, коммуникативных и организаторских способностей над показателями девушек. Корреляционные связи выявлены в большей мере между показателями креативности: склонностью к риску, сложностью решаемых задач, любознательностью, воображением и коммуникативными способностями; между любознательностью и организаторскими способностями у девушек, чем у юношей. Полученные результаты планируется использовать при подготовке программы обучения в педагогических классах с применением различных психолого-педагогических форм работы (тренинг, квест, дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм и т.д.). Статья предназначена для студентов, педагогов, психологов общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: педагогическая одаренность, креативность, организационные и коммуникативные способности, старшеклассники.

Контактные данные: katerina.volgusnova@yandex.ru, olgak1997@mail.ru, elenashereshkova@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Volgusnova E., Konovalova O., Shereshkova E. Study of the role of creativity in special components of early pedagogical giftedness of high school students // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 6 (155). — Р.196-202.

Author(s): E. Volgusnova, O. Konovalova, E. Shereshkova

Name of article: Study of the role of creativity in special components of early pedagogical giftedness of high school students

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.025

Abstract. The relevance of the article is due to the need to identify early pedagogical giftedness among students of senior school age, for targeted career guidance work with applicants to select pedagogical specialties. The importance of this issue is indicated by the problem of high-quality training of teaching staff, due to the decrease in the prestige of the teaching profession, low motivation to improve their professional competencies, lack of awareness of the choice of the teaching profession, and many others. Consequently, the early identification of students capable and gifted in pedagogical activity will be able to provide a higher level of conscious learning in universities, and their further growth in the realized professional field. The authors formulated an understanding of pedagogical giftedness, early pedagogical giftedness and the addition of its structure. The role of the universal components of early pedagogical giftedness is revealed more often in communicative than in organizational abilities of high school students. It has been proved that the indicators of creativity, communicative and organizational skills prevail among young men over the indicators of girls. Correlations were revealed to a greater extent between the indicators of creativity: risk-taking, the complexity of the tasks being solved, curiosity, imagination and communication skills; between curiosity and organizational skills in girls than in boys. The results obtained are planned to be used in the preparation of a training program in pedagogical classes using various psychological and pedagogical forms of work (training, quest, discussion, role-playing game, brainstorming, etc.). The article is intended for students, teachers, psychologists of educational institutions.

Keywords: pedagogical giftedness, creativity, organizational and communicative skills, high school students.

The contact details of authors: katerina.volgusnova@yandex.ru, olgak1997@mail.ru, elenashereshkova@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD