ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ АДАПТАЦИИ И СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цитирование: Булаев Д.Ю., Сахарова Т.Н. Исследование связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 3 (146). — С.224-232.

Автор(ы): Д.Ю. Булаев, Т.Н. Сахарова

Название статьи: Исследование связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.031

Аннотация. Цель исследования заключается в изучении связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников. Различные исследования в области психологии и педагогики подтверждают тот факт, что для младшего школьника особую значимость приобретает развитие способности к самоконтролю. Школьники с высоким самоконтролем способны поддерживать эффективную учебную деятельность, дисциплину и налаживать отношения с учителями и сверстниками. Особенно актуальным представляется исследование связи уровня самоконтроля с уровнем адаптации школьника к учебной деятельности. В качестве гипотезы исследования мы предположили, что субъективная оценка самоконтроля младших школьников будет положительно связана с уровнем их адаптации. Первым этапом исследования стало определение уровня адаптации младших школьников с помощью цвето-ассоциативного эксперимента «Домики» О.А. Ореховой. Вторым этапом стало изучение субъективных оценок самоконтроля младших школьников самими учащимися, их родителями и учителями с помощью трех разработанных для настоящего исследования анкет. Нами был проведен корреляционный анализ связи субъективных оценок самоконтроля школьников с их адаптацией. Гипотеза исследования была частично подтверждена. Была обнаружена связь между уровнем адаптации младших школьников и субъективной оценки самоконтроля учащихся их родителями. Интересно, что уровень адаптации ребенка к школе имеет отрицательную связь с оценкой родителя сформированности самоконтроля у данного школьника. Высокая оценка самоконтроля ребенка родителем соответствует низкому показателю его адаптации. Данная особенность может быть связана с тем, что дети, родители которых оценивают их как обладателей высокого уровня самоконтроля, оказываются менее гибкими, реже нарушают правила, установленные педагогами. Можно заключить, что уровень школьной адаптации и способность к самоконтролю у младших школьников имеют достаточно сложные отношения и требуют дальнейших исследований.

Ключевые слова: самоконтроль, субъективный контроль, адаптация, адаптация к учебной деятельности, младшие школьники.

Контактные данные: bulaevd@yandex.ru, sakharova@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Bulaev D., Sakharova T. Study of the connection between adaptation and subjective assessment of self-control of primary schoolchildren // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 3 (146). — Р.224-232.

Author(s): D. Bulaev, T. Sakharova

Name of article: Study of the connection between adaptation and subjective assessment of self-control of primary schoolchildren

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.031

Abstract. The aim of the research is to study the connection between adaptation and the subjective assessment of self-control of primary schoolchildren. Various studies in the field of psychology and pedagogy confirm the fact that the development of the ability to self-control is of particular importance for a younger student. Students with high self-control are able to maintain effective learning performance, discipline, and build relationships with teachers and peers. Especially relevant is the study of the relationship between the level of self-control and the level of adaptation of a student to learning activities. As a hypothesis of the study, we assumed that the subjective assessment of self-control of primary schoolchildren would be positively related to the level of their adaptation. The first stage of the study was to determine the level of adaptation of primary schoolchildren using the color-associative experiment “Houses” by O.A. Orekhova. The second stage was the study of the subjective assessments of self-control of primary schoolchildren by the students themselves, their parents and teachers using three questionnaires developed for this study. We carried out a correlation analysis of the relationship between the subjective assessments of self-control of schoolchildren and their adaptation. The research hypothesis was partially confirmed. A connection was found between the level of adaptation of primary schoolchildren and the subjective assessment of students’ self-control by their parents. It is interesting that the level of adaptation of a child to school has a negative relationship with the parent’s assessment of the level of self-control in this student. A high assessment of a child’s self-control by a parent corresponds to a low indicator of his adaptation. This feature may be due to the fact that children whose parents evaluate them as possessing a high level of self-control are less flexible, less likely to violate the rules established by teachers. It can be concluded that the level of school adaptation and the ability to self-control in younger students have a rather complex relationship and require further research.

Keywords: self-control, subjective control, adaptation, adaptation to educational activities, primary schoolchildren.

The contact details of authors: bulaevd@yandex.ru, sakharova@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD