КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ИНДИВИДА К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ОБУЧЕНИЮ

Цитирование: Шапошникова Т.Л., Трунова Е.А., Косачев Я.В., Тавадян А.Ю. Квалиметрические методы диагностики готовности индивида к дальнейшему обучению // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 5 (148). – С.37-44.

Автор(ы): Т.Л. Шапошникова, Е.А. Трунова, Я.В. Косачев, А.Ю. Тавадян

Название статьи: Квалиметрические методы диагностики готовности индивида к дальнейшему обучению

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.004

Аннотация. В статье представлены критерии когнитивной готовности индивида к дальнейшему обучению. Известно, что в России сложилась система непрерывного образования, и обеспечение преемственности между ступенями – одна из ключевых задач. Также известно, что в современном мире популярна концепция «образования через всю жизнь». Но очевидно, что для конкретного индивида реализация данной концепции возможна лишь в том случае, если он готов к обучению на дальнейшем этапе (последующей ступени). Недостаточная разработанность моделей и методов диагностики готовности индивида к дальнейшему обучению препятствует совершенствованию системы непрерывного образования, обеспечению преемственности между его ступенями. При выделении критериев когнитивной готовности авторы учитывали, что компетенции и личностно-профессиональные качества включают в себя не только соответствующие знания и умения, но также личный опыт соответствующей деятельности. Теоретическая значимость результатов настоящего исследования в том, что они могут быть базой для дальнейшего научного осмысления проблемы становления конкурентоспособной личности в системе непрерывного образования, практическая значимость – в том, что они могут быть использованы в системах психолого-педагогического мониторинга (мониторинга личностно-профессионального развития). Методы исследования: анализ научной литературы и передового педагогического опыта, моделирование, методы квалиметрии, метод экспертных оценок, методы математической статистики, методы теории множеств, методы линейной алгебры, методы инфометрии. Методологические основы исследования: системный, социологический, компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, квалиметрический и вероятностно-статистический подходы.

Ключевые слова: обучающийся, непрерывное образование, преемственность, готовность, компетенции, критерии.

Контактные данные: shtale@yandex.ru, eva.trunova.95@mail.ru, Yaroslavkosachev@gmail.com, atalayan@yandex.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Shaposhnikova T., Trunova E., Kosachev Ya., Tavadyan A. Qualimetric methods of diagnostics of an individual’s readiness for further training // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 5 (148). – Р.37-44.

Author(s): T. Shaposhnikova, E. Trunova, Ya. Kosachev, A. Tavadyan

Name of article: Qualimetric methods of diagnostics of an individual’s readiness for further training

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.004

Abstract. The article presents the criteria of an individual’s cognitive readiness for further education. It is known that Russia has a system of continuing education, and ensuring continuity between the stages is one of the key tasks. It is also known that the concept of “lifelong learning” is popular in the modern world. But it is obvious that for a particular individual, the implementation of this concept is possible only if he is ready to learn at a further stage (subsequent stage). Insufficient development of models and methods for the diagnosis of an individual’s readiness for further education hinders the improvement of the system of continuing education, ensuring continuity between its stages. When identifying the criteria of cognitive readiness, the authors took into account that competencies and personal and professional qualities include not only relevant knowledge and skills, but also personal experience of the relevant activity. The theoretical significance of the results of this study is that they can be the basis for further scientific understanding of the problem of becoming a competitive personality in the system of continuing education, the practical significance is that they can be used in systems of psychological and pedagogical monitoring (monitoring of personal and professional development). Research methods: analysis of scientific literature and advanced pedagogical experience, modeling, methods of quantification, method of expert assessments, methods of mathematical statistics, methods of set theory, methods of linear algebra, methods of info-metric. Methodological foundations of the research: systematic, sociological, competence-based, personality-oriented, activity-based, qualimetric and probabilistic-statistical approaches.

Keywords: student, continuing education, continuity, readiness, competencies, criteria.

The contact details of authors: shtale@yandex.ru, eva.trunova.95@mail.ru, Yaroslavkosachev@gmail.com, atalayan@yandex.ru

Full version of article: DOWNLOAD