Кондратьев В.В., Лернер И.М., Вишнякова И.В., Кадушкин В.В. К вопросу формирования методологических основ повышения квалификации преподавателей и сурдопереводчиков

Цитирование: Кондратьев В.В., Лернер И.М., Вишнякова И.В., Кадушкин В.В. К вопросу формирования методологических основ повышения квалификации преподавателей и сурдопереводчиков // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 5 (142). – С.29-35.

Автор(ы): В.В. Кондратьев, И.М. Лернер, И.В. Вишнякова, В.В. Кадушкин

Название статьи: К вопросу формирования методологических основ повышения квалификации преподавателей и сурдопереводчиков

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.004

Аннотация. Повышение эффективности, качества и доступности образования отражает стратегические интересы государственной политики Российской Федерации, затрагивающей сферы общего, профессионального и высшего образования. Наибольшие трудности в процессе обучения встречают студенты с ограниченными возможностями здоровья, имеющие инвалидность по слуху и обучающиеся в высших учебных заведениях по техническим специальностям. В статье рассматриваются методологические вопросы повышения квалификации преподавателей и переводчиков-дактилологов как одного из основных направлений повышения эффективности образования. В основу программ повышения квалификации заложена концептуальная идея вовлечения студентов-инвалидов по слуху в развивающую среду вуза и показана особая роль междисциплинарности подготовки и наставничества в целях повышения творческой самостоятельности. В целях реализации указанных подходов разработана программа повышения квалификации, представлены структура программы, краткое описание ее модулей, а также указаны формируемые компетенции. Авторами предложена оригинальная методика формирования групп студентов-инвалидов, направленная на формирование индивидуальной образовательной траектории и повышения сплоченности студентов, которая включает ряд этапов. Указанная методика позволяет к старшим курсам обучения повысить психолого-педагогическую значимость преподавателя и подразумевает последовательную передачу части полномочий от сурдопереводчика к преподавателю.

Ключевые слова: повышение квалификации, студенты-инвалиды по слуху, среда опережающего обучения, наставничество, взаимодействие преподавателя и сурдопереводчика, повышение творческой самостоятельности.

Контактные данные: vvkondr@mail.ru, aviap@mail.ru, vivkazan@mail.ru, vladislav.kadushkin@gmail.com

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Kondratyev V., Lerner I., Vishnyakova I., Kadushkin V. To the question of methodological foundations formation for professional development of teachers and sign language interpreters // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 5 (142). – р.29-35.

Author(s): V. Kondratyev, I. Lerner, I. Vishnyakova, V. Kadushkin

Name of article: To the question of methodological foundations formation for professional development of teachers and sign language interpreters

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.004

Abstract. Improving the efficiency, quality and accessibility of education reflects the strategic interests of the state policy of the Russian Federation, affecting the spheres of general, professional and higher education. The greatest difficulties in the learning process are encountered by students with hearing disabilities and enrolled in higher educational institutions in technical specialties. The article discusses the methodological issues of professional development of teachers and sign language interpreters as one of the main directions of increasing the effectiveness of education. The training programs are based on the conceptual idea of involving hearing-disabled students in the developing environment of the university and the special role of inter-disciplinary training and mentoring in order to increase creative independence is shown. In order to implement these approaches, a professional development program has been developed, the structure of the program, a brief description of its modules, and the competencies to be formed are indicated. The authors proposed an original methodology for the formation of groups of students with hearing disabilities, aimed at forming an individual educational vector and increasing the cohesion of students, which includes a number of stages. This methodology allows to increase the psychological and pedagogical significance of the teacher by the senior years of study and implies the consistent transfer of part of the authority from the sign language interpreter to the teacher.

Keywords: advanced training, hear disabled students, forward-looking environment, mentoring, teacher and sign language interpreter interaction, raising of creative independence.

The contact details of authors: vvkondr@mail.ru, aviap@mail.ru, vivkazan@mail.ru, vladislav.kadushkin@gmail.com

Full version of article: DOWNLOAD