Цитирование: Камалеева А.Р. Концепты когнитивной дидактики: ориентация на цифровизацию высшего образования // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 4 (141). — С.31-37.
Автор(ы): А.Р. Камалеева
Название статьи: Концепты когнитивной дидактики: ориентация на цифровизацию высшего образования
DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.004
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью трансформации современной дидактики высшей школы. Задача педагогического процесса в рамках когнитивной дидактики состоит в создании условий развития эффективной когнитивной организации человека, оснащении его универсальными инструментами для решения учебно-познавательных и жизненных проблем.
Цель статьи ‑ раскрыть основные концепты когнитивной дидактики для реализации эффективной когнитивной организации человека, оснащении его универсальными инструментами познания для решения профессионально-ориентированных задач. В качестве методологической основы исследования используется когнитивный подход как теоретико-методологическая стратегия, направленная на решение задач обработки, преобразования информации и генерации знаний с учетом когнитивных возможностей человека (восприятие, представление, познание, понимание, объяснение). Снижение неопределенности информационного поля объекта познания достигается за счет применения одной из разновидностей когнитивного подхода ‑ информационно-когнитивного подхода. При этом если цифровая дидактика, как отрасль педагогики в условиях цифровизации общества, является основой для построения современных форм и методик обучения, то когнитивная дидактика реализует на практике сами механизмы познания обучающихся ‑ генерацию знаний, призванных подготовить современных студентов к жизни в цифровом обществе и реализации будущей профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики. Основные концепты когнитивной дидактики излагаются в статье в виде трех последовательно реализуемых положений, объединенных общей задачей и направленных на формирование динамических когнитивных структур обучающихся ‑ когнитивных метаинструментов.
Логика изложения результатов исследования позволяет читателю уяснить главные направления когнитивной дидактики в их единстве и последовательности.
Ключевые слова: когнитивная дидактика, цифровое образование, педагогическая ситуация, когнитивный стиль, знаниевые конструкты, самообразовательные умения и навыки.
Контактные данные: Kamaleyeva_Kazan@mail.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Kamaleeva A. Cognitive didactics concepts: focusing on the digitalization of higher education // Kazan pedagogical journal. — 2020. — № 4 (141). — р.31-37.
Author(s): A. Kamaleeva
Name of article: Cognitive didactics concepts: focusing on the digitalization of higher education
DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.004
Abstract. The relevance of the article is due to the need to transform modern didactics of higher education. The task of the pedagogical process within the framework of cognitive didactics is to create conditions for the development of an effective cognitive organization of a person, equipping him with universal tools for solving educational, cognitive and life problems.
The purpose of the article is to reveal the basic concepts of cognitive didactics for the implementation of an effective cognitive organization of a person, equipping him with universal cognitive tools for solving professionally- oriented tasks. As a methodological basis for the study, a cognitive approach is used as a theoretical and methodological strategy aimed at solving problems of processing, transforming information and generating knowledge, taking into account the cognitive capabilities of a person (perception, representation, cognition, understanding, explanation). Reducing the uncertainty of the information field of the object of cognition is achieved through the use of one of the varieties of the cognitive approach, the information-cognitive approach. At the same time, if digital didactics, as a branch of pedagogy in the context of the digitalization of society, is the basis for creating modern forms and methods of teaching, then cognitive didactics implements in practice the mechanisms of students’ cognition themselves, the generation of knowledge designed to prepare modern students for life in a digital society and the implementation of the future professional activity in the digital economy. The main concepts of cognitive didactics are presented in the article in the form of three sequentially implemented positions, united by a common task and aimed at the formation of dynamic cognitive structures of trained cognitive meta-tools.
The logic of the presentation of the research results allows the reader to understand the main directions of cognitive didactics in their integral unity and consistency.
Keywords: cognitive didactics, digital education, pedagogical situation, cognitive style, knowledge constructs, self-educational skills and abilities.
The contact details of authors: Kamaleyeva_Kazan@mail.ru
Full version of article: DOWNLOAD