Цитирование: Мухаметзянова Л.Ю. Культурно-смысловые приоритеты образовательной организации в контексте развития личности // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 1 (138). — С.29—34.
Автор(ы): Л.Ю. Мухаметзянова
Название статьи: Культурно-смысловые приоритеты образовательной организации в контексте развития личности
DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.003
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что на современном этапе стоит проблема формирования культурно-смысловой основы убеждений и мировоззрения, миропонимания и жизнепонимания субъектов образовательной организации. Цель статьи – раскрыть культурно-смысловые приоритеты образовательной организации под когнитивным углом зрения, в котором культура предстает как система метарегулятивов, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров в сочетании с их интеллектуальным и культурным развитием. В статье приводится авторское определение культурно-смысловой подсистемы образовательной организации как целостной части системы, способствующей развитию личностно-профессиональных концептов и ценностей педагогов и обучающихся, задающих направленность смысловых установок, базовых и инструментальных норм жизнедеятельности в контексте культурной репрезентации. Автор определяет главным звеном культурно-смыслового самоопределения субъектов образовательной организации концепт – как единицу структурированного и неструктурированного знания, образующего когнитивность отдельного человека и культуры в целом. Подчеркивается значимость когнитивно-концептного подхода при реконструкции концептов, которые формируют образно-смысловую картину мира, ценностные приоритеты субъектов образовательной организации в рамках определенного культурного сообщества.
Ключевые слова: культурно-смысловая подсистема образовательной организации, субъекты образовательной организации, культура, смысл, концепт.
Контактные данные: lar_ur@list.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Mukhametzyanova L. Cultural-semantic priorities of the educational organization in the context of personality development // Kazan pedagogical journal. — 2020. — № 1 (138). — р.29—34.
Author(s): L. Mukhametzyanova
Name of article: Cultural-semantic priorities of the educational organization in the context of personality development
DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.003
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that at the present stage there is the problem of forming a cultural-semantic basis of beliefs and worldview, world outlook and life understanding of the subjects of educational organizations. The purpose of the article is to disclose the cultural and semantic priorities of the educational organization from the cognitive point of view, in which culture appears as a system of metaregulatives that provide training for highly qualified personnel in combination with their intellectual and cultural development. The article provides the author’s definition of the cultural-semantic subsystem of the educational organization as an integral part of the system that promotes the development of personal and professional concepts and values of teachers and students, setting the orientation of semantic attitudes, basic and instrumental norms of life in the context of cultural representation. The author defines the concept as the unit of structured and unstructured knowledge that forms the cognitiveness of an individual person and culture as a whole as the main link in the cultural and semantic self-determination of subjects of an educational organization. The importance of the cognitive-conceptual approach to the reconstruction of concepts that form a figurative-semantic picture of the world, the value priorities of the subjects of the educational organization within the framework of a particular cultural community is emphasized.
Keywords: cultural-semantic subsystem of the educational organization, subjects of the educational organization, culture, meaning, concept.
The contact details of authors: lar_ur@list.ru
Full version of article: DOWNLOAD