КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Цитирование: Рябова С.В. Культурный текст как средство обучения дисциплинам по духовно-нравственной и художественной культуре // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 6 (143). – С.146-154.

Автор(ы): С.В. Рябова

Название статьи: Культурный текст как средство обучения дисциплинам по духовно-нравственной и художественной культуре

DOI: 10.51379/KPJ.2020.28.66.020

Аннотация. Актуальность исследования связана с проблемой отбора объектов духовной, материальной и художественной культуры, в качестве средств обучения соответствующим по содержанию дисциплинам на уровне основной школы. Целью исследования стало изучение культурологических, педагогических и психологических критериев научности, применяемых для формирования содержания современных учебников по предметам образовательных областей «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Искусство». Анализ представленных культурных текстов в содержании школьных учебников показал достаточное разнообразие их типов. При этом отмечается несоблюдение авторами ряда научных требований – полноты содержания культурного текста, адаптации его формы и содержания на уровень возрастных и психологических возможностей обучающихся, несоответствие отобранного культурного текста цели обучения и содержанию темы учебника и т.п. В представлении текстов искусства не учитывается психологическая основа формирования когнитивной схемы в его познании. Несоответствие выбранного культурного текста научным критериям вызывает сложность в его восприятии и понимании учащимися, приводит к снижению эффективности формирования на этой основе духовно-нравственных и эстетических ценностей. Результаты исследования могут стать основой для авторов учебников и преподавателей дисциплин в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: культурный текст, социально-значимая информация, формирование духовно-нравственных и художественных ценностей, средство обучения, научные критерии отбора культурных текстов, адаптация культурного текста в соответствии с возрастом учащихся, алгоритм познавательной деятельности при изучении культурного текста.

Контактные данные: svetabspu@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Ryabova S. Cultural text as a means of teaching disciplines on spiritual, moral and artistic culture // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 6 (143). – р.146-154.

Author(s): S. Ryabova

Name of article: Cultural text as a means of teaching disciplines on spiritual, moral and artistic culture

DOI: 10.51379/KPJ.2020.28.66.020

Abstract. The relevance of the study is associated with the problem of selecting objects of spiritual, material and artistic culture as a means of teaching corresponding to the content of disciplines at the level of basic school. The purpose of the study was to research the cultural, pedagogical and psychological criteria of scientific character, used to form the content of modern textbooks on subjects of educational areas “Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia” and “Art”. Analysis of the presented cultural texts in the content of school textbooks showed a sufficient variety of their types. At the same time, it is noted that the authors do not comply with a number of scientific requirements – the completeness of the content of the cultural text, the adaptation of its form and content to the level of age and psychological capabilities of students, the discrepancy between the selected cultural text of the learning goal and the content of the textbook topic, etc. The presentation of art texts does not take into account the psychological basis of the formation of a cognitive scheme in its cognition. The discrepancy between the selected cultural text and scientific criteria causes difficulty in its perception and understanding by students, leads to a decrease in the effectiveness of the formation of spiritual, moral and aesthetic values on this basis. The research results can become the basis for the authors of textbooks and teachers of disciplines in a comprehensive school.

Keywords: сultural text, socially-significant information, the formation of spiritual, moral and artistic values, a teaching tool, scientific criteria for the selection of cultural texts, the adoption of a cultural text in accordance with the age of students, an algorithm of cognitive activity in the study of a cultural text.

The contact details of authors: svetabspu@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD