Цитирование: Калимуллина О.А., Зотов В.В. К вопросу исследования факторов социально-профессионального самоопределения обучающихся: концептуальный аспект // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 3 (146). — С.134-141.
Автор(ы): О.А. Калимуллина, В.В. Зотов
Название статьи: К вопросу исследования факторов социально-профессионального самоопределения обучающихся: концептуальный аспект
DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.019
Аннотация. В статье исследуется проблема социально-профессионального самоопределения обучающихся, актуализируются препятствия и трудности в формировании данного личностного феномена. Обозначаются факторы успешного социально-профессионального самоопределения обучающихся и направления психолого-педагогической работы – личностное, межличностное, социальное (средовое). Определено, что личностные факторы профессионального самоопределения обусловлены внутренними ресурсами личности, межличностные (наличием знаний и навыков в общении со сверстниками и взаимодействием с педагогами), социальные (наличием социально-экономических условий современной профессиональной деятельности и специфики профессионально-ориентированных образовательных программ, с учетом их содержания с производством).
Отмечается необходимость учета современных профессиональных тенденций в образовательном процессе. Уровень новизны определяется комплексным подходом учета ключевых факторов процесса социально-профессионального самоопределения, где каждый элемент является неотъемлемой частью системы формирования гармоничной личности. Авторами выявлено, что учет факторов социально-профессионального самоопределения имеет особенности и специфическое применение при формировании отдельных траекторий развития личности.
Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, педагогическая психология, психология образования, обучающиеся, личность, развитие.
Контактные данные: olca.1970@mail.ru, vvzotov777@yandex.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Kalimullina O., Zotov V. Factors of social-professional self-determination of students // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 3 (146). — Р.134-141.
Author(s): O. Kalimullina, V. Zotov
Name of article: Factors of social-professional self-determination of students
DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.019
Abstract. The article discusses the problem of social-professional self-determination of students. The characteristics and content of professional self-determination and development of modern schoolchildren are considered, obstacles and difficulties in the formation of this personal phenomenon are highlighted. The factors of successful social-professional self-determination of students and the directions of psychological and pedagogical work are indicated – personal, interpersonal, social (environmental). Personal factors of professional self-determination are manifested in the internal resources of the student, interpersonal – in the acquisition of professional knowledge and skills in communicating with peers and interaction with teachers, social – taking into account the social and economic conditions of modern professional activity, the development of professionally oriented curricula and the organization of communication with production. The need to take into account modern professional trends in the school educational process is noted.
Keywords: social-professional self-determination, professional development, educational psychology, educational psychology, high school students.
The contact details of authors: olca.1970@mail.ru, vvzotov777@yandex.ru
Full version of article: DOWNLOAD