МЕТОД LDA В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ

Цитирование: Свердлов С.А. Метод LDA в психологической оценке понимания текстов // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3 (146). – С.269-273.

Автор(ы): С.А. Свердлов

Название статьи: Метод LDA в психологической оценке понимания текстов

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.037

Аннотация. Проблема понимания текстов и способов его оценки является одной из фундаментальных для современной психологии, педагогики, лингвистики. На настоящий момент имеется большое количество попыток выработки метода оценки понимания текстов, который бы отражал объективную картину интериоризации материала текста читателем, и вместе с тем подходил бы для стандартизации и применения на широком диапазоне текстов различного содержания и структуры, по возможности с минимальными затратами ресурсов оценщика и самого читателя. В настоящей статье раскрываются современные подходы к оценке понимания текстов, их преимущества и недостатки, и формулируется новый перспективный метод оценки понимания текстов, использующий в своём основании модель Латентного размещения Дирихле. Данный метод затем проходит исследование валидности через сравнение результатов его применения и наиболее часто используемых современных методов оценки понимания текстов, делается вывод о его применимости в реальных условиях и перспективах использования в спектре прикладных задач.

Ключевые слова: понимание текстов, репрезентации, психология мышления, психология чтения, латентное размещение Дирихле, когнитивные процессы, образование, когнитивно-репрезентативные структуры.

Контактные данные: s.a.sverdlov@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Sverdlov S. LDA method in psychological assessment of text comprehension // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 3 (146). – Р.269-273.

Author(s): S. Sverdlov

Name of article: LDA method in psychological assessment of text comprehension

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.037

Abstract. The problem of understanding texts and methods of assessing it is one of the fundamental for modern psychology, pedagogy, linguistics. At the moment, there are a large number of attempts to develop a method for assessing the understanding of texts, which would reflect an objective picture of the internalization of the material of the text by the reader, and at the same time would be suitable for standardization and application on a wide range of texts of different content and structure, if possible with minimal expenditure of resources of the evaluator and the reader himself. This article reveals modern approaches to assessing text understanding, their advantages and disadvantages, and formulates a new promising method for assessing text understanding, based on the Dirichlet Latent Placement model. This method then goes through a validity study through a comparison of the results of its application and the most commonly used modern methods for assessing text understanding, a conclusion is made about its applicability in real conditions and the prospects for use in a range of applied problems.

Keywords: understanding of texts, representations, psychology of thinking, psychology of reading, latent Dirichlet placement, cognitive processes, education, cognitive-representational structures.

The contact details of authors: s.a.sverdlov@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD