Цитирование: Шархемуллина Р.Р. Модель проектирования и реализации содержания социально-правовой подготовки в организациях СПО // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 2 (151). — С.144-149.
Автор(ы): Р.Р. Шархемуллина
Название статьи: Модель проектирования и реализации содержания социально-правовой подготовки в организациях СПО
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.020
Аннотация. Предметная область социально-правовых наук предполагает изучение обучающимися предметов, ориентированных и на человека, и на общество, направленных на изучение фактов, законов в процессе постоянного изменения общественно-исторической ситуации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления содержания социально-правовой подготовки студентов в профессиональной образовательной организации, как ответа на вызовы времени и новые требования к юристам среднего звена. В статье представлена авторская структурно-функциональная модель, последовательно обобщающая процесс проектирования и реализации социально-правовой подготовки студентов. В нормативно-целевой модели определены: цель и задачи проектирования содержания социально-правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования. Теоретико-методологический блок содержит информацию об обоснованных и взятых за основу методологических подходах (системного, компетентностного и социо-когнитивного) и соответствующих им принципах проектирования. Содержательный блок модели раскрывает реализацию содержания социально-правовой деятельности студентов-юристов среднего звена (учебно-познавательная и квази-профессиональная деятельности), опираясь на требования ФГОС ПО, а также на требования Профессиональных стандартов всех специальностей профиля 08.031 и 08.032 специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» Реестра профстандартов, в процессе последовательного его проектирования, начиная с целеполагания и заканчивая процессуальным воплощением проекта. В данном блоке представлены компоненты социально-правовой компетентности выпускников юристов. Организационно-технологический блок модели освещает последовательный переход учебно-познавательной в квази-профессиональную деятельность в процессе приобретения студентами знаний, умений и практического опыта в будущей профессиональной деятельности в процессе максимального использования возможностей использования технологических конструктов: знаниевого, проектного и эвристического. Оценочно-результативный блок модели включает диагностический инструментарий оценивания уровня сформированности социально-правовой компетентности выпускника-юриста и результаты входной и выходной идентификации преподавателями педагогической ситуации состояния социально-правовой подготовки, позволяющих осуществлять контроль и коррекцию процесса проектирования содержания социально-правовых дисциплин в профессиональных образовательных организациях.
Ключевые слова: система профессионального образования, профессиональная образовательная организация, социально-правовая подготовка, моделирование, структурно-функциональная модель.
Контактные данные: regina.sharkhemullina@mail.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Sharkhemullina R. Model for designing and implementing the content of social and legal training in SVE organizations // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 2 (151). — Р.144-149.
Author(s): R. Sharkhemullina
Name of article: Model for designing and implementing the content of social and legal training in SVE organizations
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.020
Abstract. The subject area of socio-legal sciences involves the study by students of subjects that are oriented both to a person and to society, aimed at studying facts, laws in the process of constant change in the socio-historical situation. The relevance of the study is due to the need to update the content of the socio-legal training of students in a professional educational organization, as a response to the challenges of the time and new requirements for mid-level lawyers. The article presents the author’s structural and functional model, which consistently generalizes the process of designing and implementing the socio-legal training of students. The normative-target model defines: the goal and objectives of designing the content of social and legal disciplines in vocational education institutions. The theoretical and methodological block contains information about the justified and taken as a basis methodological approaches (systemic, competency-based and socio-cognitive) and the corresponding design principles. The substantive block of the model reveals the implementation of the content of the social and legal activities of middle-level law students (educational-cognitive and quasi-professional activities), based on the requirements of the Federal State Educational Standards, as well as on the requirements of the Professional Standards for all specialties of the profile 08.031 and 08.032 of the specialty 40.02.01 Law and organization of social security” of the Register of professional standards, in the process of its consistent design, starting with goal setting and ending with the procedural implementation of the project. This block presents the components of the social and legal competence of lawyer graduates. The organizational and technological block of the model highlights the consistent transition of educational and cognitive activities to quasi-professional activities in the process of acquiring knowledge, skills and practical experience in future professional activities by students in the process of maximizing the possibilities of using technological constructs: knowledge, design and heuristic. The evaluative-effective block of the model includes diagnostic tools for assessing the level of formation of the social and legal competence of a graduate lawyer and the results of the input and output identification by teachers of the pedagogical situation of the state of social and legal training, which allow monitoring and correcting the process of designing the content of social and legal disciplines in professional educational organizations.
Keywords: vocational education system, vocational educational organization, social and legal training, modeling, structural and functional model.
The contact details of authors: regina.sharkhemullina@mail.ru
Full version of article: DOWNLOAD