НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цитирование: Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Наставничество как форма дополнительного профессионального образования // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 4 (141). – С.52-57.

Автор(ы): П.Н. Осипов, И.И. Ирисметова

Название статьи: Наставничество как форма дополнительного профессионального образования

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.007

Аннотация. В последнее время значительно возрос интерес к развитию наставничества в различных сферах социальной жизни и трудовой деятельности. Если в советские годы в большинстве случаев наставничество рассматривалось применительно к промышленным предприятиям и сельскому хозяйству, то сегодня о нем говорят и применительно к общеобразовательной школе и вузу. В научной литературе наставничество рассматривается как многоаспектный феномен, прежде всего как непрофессиональная педагогическая деятельность, форма (метод) обучения персонала, а сегодня и как новый принцип кадровой политики. Чтобы соответствовать своему предназначению необходимо, чтобы люди, занимающиеся наставничеством, обладали определенными профессиональными и психолого-педагогическими компетенциями. Формированию и развитию таких компетенций призвана способствовать система дополнительного профессионального образования (ДПО). Методология исследования строится на достижениях производственной педагогики, предложенной С.Я. Батышевым, рассмотрении наставничества как непрофессиональной педагогической деятельности. Исследование основано на использовании методов анкетирования, беседы, анализа и сопоставления, индукции и дедукции, обобщения, наблюдения за результатами повышения квалификации наставников, их анализа. Опираясь на результаты исследований и собственный опыт, авторы статьи акцентируют внимание на наставничестве как форме дополнительного образования как начинающих работников, так и самих наставников.

Исследование проводилось на базе Института дополнительного профессионального образования Казанского национального исследовательского технологического университета (ИДПО КНИТУ) в 2019‑2020 гг.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, наставничество, воспитание, молодые рабочие и специалисты, начинающие работники.

Контактные данные: posipov@rambler.ru, indirok85@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Osipov P., Irismetova I. Mentoring as a supplementary form рrofessional education // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 4 (141). – р.52-57.

Author(s): P. Osipov, I. Irismetova

Name of article: Mentoring as a supplementary form рrofessional education

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.007

Abstract. Recently, there has been a significant increase in interest in the development of mentoring in various areas of social life and work. If in the Soviet years, in most cases, mentoring was considered in relation to industrial enterprises and agriculture, today they are talking about it in relation to a general education school and a university. In the scientific literature, mentoring is considered as a multidimensional phenomenon, primarily as a non-professional pedagogical activity, a form (method) of personnel training, and today it is also a new principle of personnel policy. To be fit for purpose, it is necessary that mentoring people have certain professional and psychological-pedagogical competencies. The system of additional professional education (APE) is designed to contribute to the formation and development of such competencies. The research methodology is based on the achievements of industrial pedagogy, proposed by S.Ya. Batyshev, on the consideration of mentoring as a non-professional pedagogical activity. The research is based on the use of the methods of questioning, conversation, analysis and comparison, induction and deduction, generalization, observation of the results of professional development of mentors, their analysis. Based on research results and their own experience, the authors of the article focus on mentoring as a form of additional education, both for novice workers and mentors themselves.

The study was conducted on the basis of the Institute of Continuing Professional Education of the Kazan National Research Technological University (ICPE KNRTU) in 2019‑2020.

Keywords: additional professional education, professional development, mentoring, education, young workers and specialists, novice worker.

The contact details of authors: posipov@rambler.ru, indirok85@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD