Цитирование: Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Аксенова Н.М. Национальная система квалификаций – нерешенные вопросы // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 2 (139). — С.17-26.
Автор(ы): А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова, Н.М. Аксенова
Название статьи: Национальная система квалификаций – нерешенные вопросы
DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.002
Аннотация. Настоящая статья находится в поле дискурса по проблематике национальных систем квалификаций (НСК). В рамках сравнительного анализа выявлены особенности формирования Национальной системы квалификаций в России, находящиеся в противоречии с уже сформировавшимися международными трендами и практиками. Предложены конкретные меры по устранению системных недостатков и по активизации успешного продвижения к формированию эффективной национальной системы квалификаций. Статья развивает ранее предложенные авторами положения и рекомендации. Цель: выявление факторов, препятствующих эффективному формированию НСК в России, и предложении мер по их устранению.
Авторами выявлены два ключевых системных противоречия, а именно – отсутствие единого подхода к пониманию квалификаций и отсутствие типологии квалификаций, что препятствует проектированию национальной рамки квалификаций (НРК) и девальвирует саму роль и предназначение НРК и НСК. Новизна работы состоит в выявлении ключевых системных пробелов в разработке и развитии НСК на основе анализа российской ситуации в этой области и международного опыта. Предложенный материал может использоваться при принятии принципиальных решений относительно формирования НСК, может служить основой для проведения практико-ориентированных исследований для выработки конкретных инструментов формирования НРК и НСК, а также для повышения квалификации экспертов и методистов, участвующих в проектировании и реализации рамок квалификаций.
Ключевые слова: квалификации, обеспечение качества, управление, типология квалификаций, дескрипторы, результаты обучения.
Контактные данные: observatory@cvets.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Muravyeva A., Oleynikova O., Aksyonova N. The National Qualifications System – unresolved issues // Kazan pedagogical journal. — 2020. — № 2 (139). — р. 17—26.
Author(s): A. Muravyeva, O. Oleynikova, N. Aksyonova
Name of article: The National Qualifications System – unresolved issues
DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.002
Abstract. The given article contributes to the national qualifications (NQS) systems discourse. By means of comparative analysis the situation with the development of the NQS in Russia has been highlighted that has features running counter to the established international trends and practice. Concrete measures are proposed to address the identified weaknesses and to successfully advance towards an effective NQS in Russia. The article builds on the earlier ideas and proposals put forward by the authors. Aim: to identify factors that are in the way of effective development of the NQS in Russia and to propose ways to deal with the situation.
Results: two key systemic contradictions have been identified, namely – a lack of a consistent perspective on qualifications and a lack of a typology of qualifications. Both hamper designing the NQS and National Qualifications Framework (NQF) and devalue their role and meaning. New findings: comprise the identification of key systemic gaps in the NQS development based on the international trends and domestic practices. The presented material can be used for decision-making relating to the NQS development, can serve a basis for further practical research underpinning the identification of instruments for the NQS and NQF, and it also can be used for professional development of experts and methodologists involved in the NQS processes.
Keywords: qualifications, quality assurance, governance, typology of qualifications, descriptors, learning outcomes.
The contact details of authors: observatory@cvets.ru
Full version of article: DOWNLOAD