Цитирование: Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Аксенова Н.М. Национальная система квалификаций – пути развития // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 1 (144). — С.39-49.
Автор(ы): А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова, Н.М. Аксенова
Название статьи: Национальная система квалификаций – пути развития
DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.004
Аннотация. В исследовании обосновывается необходимость устранения параллельных систем квалификаций рынка труда и сферы образования и формирования целостной системы квалификаций на основе диверсифицированной типологии квалификаций в РФ. Цель статьи состоит в формулировке путей устранения существующих противоречий в интересах формирования эффективной национальной системы квалификаций, основанной на множественности квалификаций на каждом квалификационном уровне в зависимости от их содержания, обусловленного предназначением квалификации, результатами обучения и соотношения академического и практико-ориентированного содержания. В статье обосновывается потребность единого подхода к проектированию квалификаций, объединяющего квалификации в сфере образования и труда, за счет примирения интересов всех заинтересованных сторон и диверсификации квалификаций одного уровня. Общие методологические подходы включают в себя общенаучные методы, системный, ситуационный и синергетический подходы, а также метод сравнительного исследования; эмпирический метод и обработка информации; понятийно-терминологический анализ, метод интерпретации. Научная новизна состоит в рассмотрении проблемы как комплексного социально-экономического и образовательного явления, затрагивающего интересы государства, экономики и граждан. Статья предназначена для пересмотра базовых оснований при проектировании квалификаций в интересах удовлетворения образовательных потребностей рынка труда, экономики и граждан и для совершенствования подготовки кадров, представляющих различные социальные и возрастные группы населения, а также при разработке мероприятий по совершенствованию качества системы квалификаций на национальном уровне. Международный опыт, систематизированный в исследовании, может использоваться в программах подготовки руководящих кадров и экспертов в области национальной системы квалификации.
Ключевые слова: национальная система квалификаций, рамка квалификаций, документы об образовании, типология квалификаций, обеспечение качества квалификаций.
Контактные данные: observatory@cvets.ru, observatory@cvets.ru, observatory@cvets.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Muravyeva А., Oleynikova О., Aksyonova N. National qualifications system – development vectors // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 1 (144). — р.39-49.
Author(s): А. Muravyeva, О. Oleynikova, N. Aksyonova
Name of article: National qualifications system – development vectors
DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.004
Abstract. In the Introduction the need is identified to eliminate two parallel systems of qualifications of education and of the labour market and to form an integral system and a diversified typology of qualifications for the Russian Federation. Aim is to formulate ways to address the current systemic contradictions with an aim of establishing in the country of an effective national qualifications system based on multiple qualifications at each qualification level depending on their content and aim, learning outcomes, and on the actualized ratio of academic and practice-oriented content. Results substantiate a need to adopt a uniform approach to designing qualifications that would synergize qualifications in education and qualifications on the labour market, by reconciling interests of all stakeholders, target groups and beneficiaries, as well as justification of a need in diversified qualifications on the same level. The overall methodological framework, used for the purpose of the article includes systemic, situational and synergetic approaches, as well as the method of comparative research based on collected empiric data; semantic analysis, interpretation, inductive generalization and problem method. Scientific novelty lies in the systemic treatment of the problem as a social, economic and education project as the national qualifications system takes the undertaken study outside the purely educational domain and into a broader social context that affects interests of the state, economics and citizens. Practical significance is in a prospective use of the results for re-thinking the core principles of designing qualifications in the interests of the labour market and of the economy and citizens and for enhancing quality of upskilling courses for the labour force from different social and age groups. International practices systematized in the research can be used also in the pre-service and in-service training of decision-makers and experts in the field of the NQS.
Keywords: national qualifications system, national qualifications framework, education documents, typology of qualifications, quality assurance of qualifications.
The contact details of authors: observatory@cvets.ru, observatory@cvets.ru, observatory@cvets.ru
Full version of article: DOWNLOAD