ОРИЕНТИРОВКА И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Цитирование: Сарычев С.В., Хусаинова С.В., Лебедчук П.В. Ориентировка и саморегуляция деятельности группового субъекта в напряженных условиях // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3 (146). – С.255-260.

Автор(ы): С.В. Сарычев, С.В. Хусаинова, П.В. Лебедчук

Название статьи: Ориентировка и саморегуляция деятельности группового субъекта в напряженных условиях

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.035

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой изучения феномена саморегуляции совместной деятельности группового субъекта на основе эмпирически выявленной взаимосвязи ориентировки и саморегуляции деятельности группового субъекта, предпринята попытка соотнести способность группового субъекта к саморегуляции с социально-психологической зрелостью группы, в частности с таким ее свойством, как организованность. В качестве методологической основы исследования ориентировочной части совместной деятельности группы как социально-психологической основы ее саморегуляции рассматривается субъектный подход, дополненный динамическим подходом, который открывает возможности получения достоверных данных о саморегуляции различных сторон жизнедеятельности группы в различных социальных условиях. Авторами проводится анализ результатов исследования того, как высокоорганизованная группа вырабатывает план совместной деятельности при выполнении задания на приборе «Арка». В результате проведенного исследования выявлено, что на этапе ориентировки группа применительно к условиям изменения производит новое планирование о совместной деятельности или лидер вносит коррективы в созданный ранее план, где учитываются изменения согласно новым условиям. В процессе сборки группа с высоким ориентировочным результатом действует согласно созданному плану. Они тщательнее планируют. Уделяют время на мелочи. Это подтверждает связь с работой контура саморегуляции произвольной деятельности, то есть у участников не только идет планирование, но и закладывается программа исполнительских действий. Выявлено, что дополнение субъектного подхода предложенным нами динамическим подходом открывает возможности получения достоверных данных о саморегуляции различных сторон жизнедеятельности группы в различных социальных условиях.

Статья предназначена для руководителей образовательных организаций, работников научных организаций, исследователей, аспирантов и педагогов-психологов.

Ключевые слова: ориентировка, саморегуляции деятельности, групповой субъект, обучающиеся, динамический подход.

Контактные данные: kursk-psychol@narod.ru, sv_husainova@mail.ru, lebedchuk@mail.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Sarychev S., Husainova S., Lebedchuk P. Orientation and self-regulation of the activity of a group subject in stressful conditions // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 3 (146). – Р.255-260.

Author(s): S. Sarychev, S. Husainova, P. Lebedchuk

Name of article: Orientation and self-regulation of the activity of a group subject in stressful conditions

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.035

Abstract. The relevance of the article is due to the problem of studying the phenomenon of self-regulation of joint activity of a group subject, on the basis of the empirically revealed relationship of orientation and self-regulation of the activity of a group subject, an attempt is made to correlate the ability of a group subject to self-regulation with the socio-psychological maturity of a group, in particular, with such its property as organization. As a methodological basis for the study of the tentative part of the group’s joint activity as a socio-psychological basis for its self-regulation, the subject approach is considered, supplemented by a dynamic approach, which opens up the possibility of obtaining reliable data on the self-regulation of various aspects of the group’s life in various social conditions. The authors analyze the results of a study of how a highly organized group develops a plan for joint activities when performing a task on the “Arka” device. As a result of the study, it was revealed that at the orientation stage, the group, in relation to the change conditions, makes a new planning on joint activities or the leader makes adjustments to the previously created plan, changes are taken into account according to the new conditions. During the assembly process, the group with a high estimated result acts according to the created plan. They plan more carefully. Make time for the little things. This confirms the connection with the work of the self-regulation circuit of voluntary activity, that is, private traders not only have planning, but also a program of performing actions is laid. It was revealed that the addition of the subjective approach with the proposed by us dynamic approach opens up the possibility of obtaining reliable data on the self-regulation of various aspects of the group’s life in various social conditions.

The article is intended for heads of educational organizations, employees of scientific organizations, researchers, graduate students and educational psychologists.

Keywords: orientation, self-regulation of activity, group subject, learners, dynamic approach.

The contact details of authors: kursk-psychol@narod.ru, sv_husainova@mail.ru, lebedchuk@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD