ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФГБНУ «ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ» ЗА 2020 ГОД

Цитирование: Козлов В.Е., Левина Е.Ю., Хусаинова С.В., Трегубова Т.М. Основные результаты фундаментальных исследований ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2020 год // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 1 (144). – С.8-22.

Автор(ы): В.Е. Козлов, Е.Ю. Левина, С.В. Хусаинова, Т.М. Трегубова

Название статьи: Основные результаты фундаментальных исследований ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2020 год

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.001

Аннотация. В 2020 году Институт педагогики, психологии и социальных проблем (далее Институт) работал по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации, по трем проектам: № 0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации»; №0599-2020-0006 «Проблема бесконфликтного социального взаимодействия»; № 0599-2019-0043 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения». В статье описаны основные результаты исследований сотрудников Института, в частности, раскрыты: сущностные характеристики когнитивной парадигмы образования; обоснованы потенциал и инструментарий когнитивной педагогики в эпоху цифровизации образования; обосновано использование концептов «габитус» «информационное общество», «виртуальная этничность», «реальная виртуальность» применительно к этническим сетевым сообществам; расширены системно-коммуникативные параметры в деструктивных молодежных сообществах; обоснована роль социальных проектов в профилактике ксенофобских и экстремистских настроений. Разработана концепция «дерадикализации и ресоциализации личности, склонной к террористической и экстремистской деятельности». Предложен инструментарий сопровождения лиц категории особого внимания. Проведены пилотажные исследования сфер личности: лиц категории особого внимания и лиц осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность.

Статья предназначена научным сотрудникам и исследователям в социогуманитарной сфере, работникам системы образования, руководителям образовательных организаций; сотрудникам отраслевых министерств и ведомств, представителям духовенства и общественных организаций.

Ключевые слова: фундаментальные исследования, развитие человека, система образования, когнитивная парадигма, профессиональное развитие педагога, цифровизация, online и offline пространство, ксенофобия, молодежная субкультура, религиозный экстремизм, девиантное поведение, радикализация, группы риска, безопасность образовательной среды, ресоциализация личности, дерадикализация личности.

Контактные данные: info@ippisp.ru, frau.levina2010@yandex.ru, sv_husainova@mail.ru, tmtreg@mail.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Kozlov V., Levina E., Khusainova S., Tregubova T. Main results of fundamental research of FSBSI “Institute

of Pedagogy, Psychology and Social Problems” for the 2020 year // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 1 (144). – р.8-22.

Author(s): V. Kozlov, E. Levina, S. Khusainova, T. Tregubova

Name of article: Main results of fundamental research of FSBSI “Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems” for the 2020 year

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.001

Abstract. In 2020, the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems (hereinafter the Institute) worked on the state order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, upon three projects: No. 0N59-2019-0013 “The problem of modern methodology for studying the formation and development of a person in the era of digitalization”; № 0599-2020-0006 “The problem of conflict-free social interaction”; № 0599-2019-0043 The problem of deviant behaviour in the system of modern Human sciences The article describes the main research results of the Institute’s employees, in particular, following aspects are revealed: the essential characteristics of the cognitive paradigm of education; substantiated the potential and tools of cognitive pedagogy in the era of digitalization of education; substantiated the use of the concepts “habitus” “information society”, “virtual ethnicity”, “real virtuality” in relation to ethnic network communities; systemic and communicative parameters in destructive youth communities have been expanded; the role of social projects in the prevention of xenophobic and extremist sentiments is substantiated. The concept of “deradicalization and resocialization of a person prone to terrorist and extremist activities” has been developed. A toolkit for accompanying persons of the special attention category is proposed. Pilot studies of the spheres of personality were carried out: persons of the category of special attention and persons convicted of terrorist and extremist activities.

The article is intended for researchers and researchers in the social and humanitarian sphere, employees of the education system, heads of educational organizations; employees of sectoral ministries and departments, representatives of the clergy and public organizations.

Keywords: fundamental research, human development, education system, cognitive paradigm, teachers’ professional development, digitalization, online and offline space, xenophobia, youth subculture, religious extremism, deviant behavior, radicalization, risk groups, safety of the educational environment, personality resocialization, deradicalization of personality.

The contact details of authors: info@ippisp.ru, frau.levina2010@yandex.ru, sv_husainova@mail.ru, tmtreg@mail.ru

Full version of articleDOWNLOAD