Цитирование: Козлов В.Е., Левина Е.Ю., Хусаинова С.В., Трегубова Т.М. Основные результаты фундаментальных исследований ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2021 год // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 1 (150). — С.7-22.
Автор(ы): В.Е. Козлов, Е.Ю. Левина, С.В. Хусаинова, Т.М. Трегубова
Название статьи: Основные результаты фундаментальных исследований ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2021 год
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.001
Аннотация. В 2021 году ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» (далее Институт) работал по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации, по трем проектам: FNRR-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации»; FNRR-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения»; FNRR-2021-0006 «Факторы и причины радикализации личности в культурно сложном региональном сообществе».
В статье описаны основные результаты исследований сотрудников Института, в частности, раскрыты: сущностные характеристики когнитивной парадигмы образования. Обоснована методология и инструментарий когнитивной педагогики в эпоху цифровизации образования.
Рассмотрены отклоняющееся поведение личности и группы; обоснованы концепты интегративной модели социального отклонения в поведении личности, группы и паттернов развития ксенофобских и экстремистских настроений; проведено теоретико-методологическое обоснование изучения закономерностей отклоняющегося поведения личности склонной к террористической деятельности и паттернов религиозного, межэтнического группового взаимодействия. Раскрыт феномен радикализма в контексте культурной сложности на материале регионального сообщества, выступающего в качестве репрезентативной модели для обобщенного российского социума. Проведен комплексный междисциплинарный анализ факторов и механизмов радикализации в культурно сложном региональном сообществе.
Представлены основные результаты деятельности института по реализации международных проектов и программ; охарактеризовано участие института в крупных международных мероприятиях, организованных как рамках Программы «ERASMUS+”, так и по линии двухсторонних стратегических партнерств.
Статья предназначена научным сотрудникам и исследователям в социогуманитарной сфере, работникам системы образования, руководителям образовательных организаций; сотрудникам отраслевых министерств и ведомств, представителям духовенства и общественных организаций.
Ключевые слова: фундаментальные исследования, развитие человека, высшее образование, цифровизация, когнитивная парадигма образования, развитие университета, профессиональное развитие педагога, отклоняющееся поведение, адаптация, радикализация, экстремизм, терроризм, постсекуляризм, ксенофобия, этничность, гендерный конфликт, международное сотрудничество, стратегическое партнерство, международный проект.
Контактные данные: info@ippisp.ru, frau.levina2010@yandex.ru, sv_husainova@mail.ru, tmtreg@mail.ru
Полная версия статьи:
Quoting: Kozlov V., Levina E., Khusainova S., Tregubova T. Main results of fundamental research of FSBSI “Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems” for the 2021 year // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 1 (150). — Р.7-22.
Author(s): V. Kozlov, E. Levina, S. Khusainova, T. Tregubova
Name of article: Main results of fundamental research of FSBSI “Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems” for the 2021 year
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.001
Abstract. Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems (further -Institute) performed its work on the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, and worked on three projects: FNRR-2021-0004 » Problem of a Modern Methodology of Studying Human’s Formation and Development in the Digitalization Era»; FNRR-2021-0003 » Problem of Deviant Behavior in the System of a Modern Human Sciences»; FNRR-2021-0006 «Factors and the Reasons of Personality’s Radicalization in Culturally-Complicated Regional Community».
The article presents the main results of Institute’s staff research, in particular, intrinsic characteristics of a cognitive paradigm of education were revealed. The methodology and set of tools of cognitive pedagogy in the era of digitalization of education were substantiated.
Deviant behavior of the personality and group was treated; concepts of integrative model of a social deviation in behavior of the personality, group and patterns in the process of development of xenophobic and extremist mood were substantiated; theoretical and methodological justification of studying regularities of personality’s deviant behavior, inclined to terrorist activity and patterns of religious, interethnic group interaction was carried out. The radicalism phenomenon was revealed in the context of cultural complexity, based on the material of the regional community acting as representative model for the generalized Russian society. The complex cross-disciplinary analysis of factors and mechanisms of radicalization in culturally-complicated regional community was carried out.
The article also presents the main results of the Institute’s activities in the implementation of international projects and programs; describes the Institute’s participation in major international events organized as a part of the ERASMUS + Program, as well as through bilateral strategic partnerships.
The article is intended for researchers in the socio-humanitarian sphere; representatives of an education system: heads of the educational organizations; representatives of the industrial ministries and departments, representatives of clergy, and public organizations.
Keywords: fundamental research, human’s development, higher education, digitalization, cognitive paradigm of education, University’s development, teacher’s professional development (TPD), deviant behavior, adoption, radicalization, extremism, terrorism, post-secularism, xenophobia, ethnicity, gender conflict, international cooperation, strategic partnership, international project.
The contact details of authors: info@ippisp.ru, frau.levina2010@yandex.ru, sv_husainova@mail.ru, tmtreg@mail.ru
Full version of article: