ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ

Цитирование: Державина В.В. Особенности наставничества в инклюзивной среде: его содержание и виды // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 6 (143). – С.237-243.

Автор(ы): В.В. Державина

Название статьи: Особенности наставничества в инклюзивной среде: его содержание и виды

DOI: 10.51379/KPJ.2020.22.80.032

Аннотация. Повышение качества инклюзивного образования невозможно без трансформации существующей системы. Недостаток квалифицированных кадров в данной сфере и отсутствие личностно-ориентированного подхода к детям с ОВЗ предлагается решить за счет наставнической деятельности. Цель статьи заключается в исследовании особенностей наставнической деятельности в современной образовательной практике инклюзивного образования. В качестве методологии исследования при выявлении особенностей и видов наставничества в инклюзивной среде автором статьи осуществлены анализ и синтез существующих теорий и образовательных практик в наставнической и инклюзивной деятельности. Учитывая факторы быстрого эмоционального выгорания начинающих педагогов инклюзивного образования, автором предложены такие виды наставничества, как социально-воспитательное и учебно-методическое наставничество. Необходимость выделения данных видов наставничества продиктована особенностями существующей образовательной системы. Социально-воспитательное наставничество призвано раскрыть особенности инклюзивной среды, подготовить молодого педагога к работе в рамках усложнения дефектов детей с ОВЗ. Учебно-методическое наставничество направлено на нормативно-правовые, методико-дидактические аспекты преподавательской деятельности. Цель данного типа наставничества в осознании педагогом структуры нарушения ребенка с инвалидностью и в создании, исходя из этого, специальных условий. Статья предназначена для педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования, учителей-дефектологов; она актуальна для широкого круга лиц.

Ключевые слова: наставничество, инклюзивное образование, профессиональная деятельность, социально-воспитательное наставничество, учебно-методическое наставничество.

Контактные данные: vsizaya@yandex.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Derzhavina V. Features of mentoring in an inclusive environment: content and types // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 6 (143). – р.237-243.

Author(s): V. Derzhavina

Name of article: Features of mentoring in an inclusive environment: content and types

DOI: 10.51379/KPJ.2020.22.80.032

Abstract. Improving the quality of inclusive education is impossible without transforming the existing system. The lack of qualified personnel in this field and the lack of a person-oriented approach to children with disabilities are proposed to be solved through mentoring. The purpose of the article is to study the features of mentoring in the modern educational practice of inclusive education. As a research methodology for identifying the features and types of mentoring in an inclusive environment, the author analyzes and synthesizes the existing theories and educational practices in mentoring and inclusive activities. Taking into account the factors of rapid emotional burnout of novice teachers of inclusive education, the author suggests such types of mentoring as social and educational and methodological mentoring. The need to identify these types of mentoring is caused by the features of the existing educational system. Social and educational mentoring is designed to reveal the features of an inclusive environment, prepare the young to work in the framework of complicating the defects of children with disabilities. Educational mentoring is aimed at regulatory, methodological and didactic aspects of teaching. The purpose of this type of mentoring is to make the teacher aware of the structure of the violation of a child with a disability and to create special conditions based on this. The article is intended for teachers working in the framework of inclusive education, teachers-defectologists and is relevant for a wide range of people.

Keywords: mentoring, inclusive education, professional activities, social and instructional mentoring, educational mentoring.

The contact details of authors: vsizaya@yandex.ru

Full version of article: DOWNLOAD