Цитирование: Додзина О.Б. Особенности образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 1 (150). — С.198-204.
Автор(ы): О.Б. Додзина
Название статьи: Особенности образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.025
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме образа мира, являющемуся ориентировочной основой познания и социального взаимодействия. Уточнение данных об особенностях образа мира лиц с ОВЗ имеет первостепенное значение для понимания своеобразия их познавательного, личностного развития и социализации. Цель статьи определить особенности образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития. В исследовании была использована методика «Детский образ мира» (ДОМ) С.А. Домишкевича. Было установлено, что представления о мире старших дошкольников с задержкой психического развития несмотря на их относительную полноту, не функциональны, слабо обобщены и не имеют тенденции к интеграции. Исследование эмоционально-ценностного аспекта образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития выявило сочетание эмоционально положительного отношения к компонентам образа мира, связанным с игрой, отдыхом и, одновременно с этим, отсутствие позитивного интереса к школе и обучению. В исследовании установлено, что образ мира старших дошкольников с задержкой психического развития не обладает целостностью, то есть представляет собой отдельные не связанные между собой образы, каждый из которых ограничен чувственными, непосредственно воспринимаемыми компонентами. Эмоционально-ценностный компонент усиливает дефицитарность функционирования образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития, так как препятствует развитию познавательной потребности, решению социальных задач взросления, фиксирует личностную незрелость.
Ключевые слова: образ мира, представления о мире, эмоционально-ценностное отношение к миру, дошкольники, задержка психического развития.
Контактные данные: dodzina@yandex.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Dodzina O. Features of the world image of older preschoolers with mental retardation // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 1 (150). — С.198-204.
Author(s): O. Dodzina
Name of article: Features of the world image of older preschoolers with mental retardation
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.025
Abstract. The article is devoted to the actual problem of the world image, which is the indicative basis of cognition and social interaction. Clarification of data on the features of the world image of persons with disabilities is of paramount importance for understanding the originality of their cognitive, personal development and socialization. The purpose of the article is to determine the features of the world image of older preschoolers with mental retardation. The study used the technique «Children’s world image» (DOM) S.A. Domishkevich. It was found that the representations about world of older preschoolers with mental retardation, despite their relative completeness, are not functional, poorly generalized, and do not tend to integrate. The study of the emotionally significant aspect of the world image of older preschoolers with mental retardation revealed a combination of an emotionally positive attitude to the components of the world image associated with play, recreation and, at the same time, a lack of positive interest in school and learning. The study found that the world image of older preschoolers with mental retardation does not have integrity, that is, it represents separate unrelated representations, each of which is limited by sensory, directly perceived components. The emotionally significant component enhances the deficiency in the functioning of the world image of older preschoolers with mental retardation, as it prevents the development of a cognitive need, the solution of social problems of growing up, and fixes personal immaturity.
Keywords: world image, representations about world, emotionally significant attitude to the world, preschoolers, mental retardation.
The contact details of authors: dodzina@yandex.ru
Full version of article: DOWNLOAD