Велиева С.В. Особенности психических состояний обучающихся в ситуациях разной степени неопределенности // Казанский педагогический журнал. 2019.№6 (137). С.170-175.
Автор(ы): С.В. Велиева
Название статьи: Особенности психических состояний обучающихся в ситуациях разной степени неопределенности
Индекс DOI: 10.34772/KPJ.2019.137.6.008
Аннотация. Исследование особенностей психических состояний обучающихся высших учебных заведений имеет практическую значимость, поскольку знание и их учет при конструировании и отборе форм, средств и методов организации учебной деятельности позволит оптимизировать процесс профессионального образования. Основная цель исследования – выявление особенностей психических состояний обучающихся очного и заочного отделения бакалавриата и магистратуры по гуманитарным наукам в различных ситуациях жизнедеятельности. В статье предлагается анализ данных, собранных с помощью диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла, анкеты «Психические состояния обучающихся» А.О. Прохорова, опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния (ОРДПС) по методу С.С. Шипшина. Установлены типичные, значимые и периферические психические состояния в ситуациях обыденной жизни, на аудиторных занятиях и в ситуации экзамена. Показано, что в картине типичных состояний преобладают положительные и отрицательные праксические состояния, обеспечивающие координацию всех сторон адаптации в ситуации неопределенности. Положительные праксические состояния оказываются маркерами успеха учебной деятельности, работоспособности, физического и психического благополучия обучающихся. Фокусировка субъекта на решении одной конкретной проблемной задачи, рост значимости решения при повышении субъективной трудности ситуации, – обусловливают снижение числа типичных состояний, изменение их состава и разнообразия.
Ключевые слова: психические состояния, обучающиеся высших учебных заведений, ситуации, экзамен, аудиторные занятия.
Контактные данные: stlena70@mail.ru
Velieva S. Features of mental states of students in situations of various degree of uncertainty // Kazan pedagogical journal. 2019.№6 (137). р.170-175.
Author(s): S. Velieva
Name of article: Features of mental states of students in situations of various degree of uncertainty
Index of DOI: 10.34772/KPJ.2019.137.6.008
Abstract. Research of features of mental states of students of higher educational institutions has practical significance as knowledge and their account at designing and selection of forms, means and methods of the organization of educational activity will allow to optimize process of professional education. The main purpose of the study is to identify the features of mental states of full-time and part-time students of bachelor’s and master’s degrees in the Humanities in various situations of life. The article offers an analysis of the data collected with the help of diagnostics of emotional intelligence N. Hall, questionnaire «Mental states of students» A.O. Prokhorov, indirect retrospective diagnosis of mental state by the method of S. S. Shipshin. Typical, significant and peripheral mental states in situations of everyday life, in the classroom and in the exam situation are established. It is shown that the picture of typical States is dominated by positive and negative praxic states that ensure coordination of all sides of adaptation in a situation of uncertainty. Positive praxic states are markers of the success of educational activities, performance, physical and mental well-being of students. The focus of the subject on the solution of a specific problem tasks, the increasing importance of solutions with increasing subjective difficulty of the situation, lead to the decrease in the number of typical conditions change and diversity.
Keywords: mental states, students of higher educational institutions, situations, exam, classroom lessons
The contact details of authors: stlena70@mail.ru