ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ФРУСТРАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Цитирование: Мамина В.П., Бусурина Л.Ю., Кубекова А.С. Особенности уровня притязаний и фрустрации у студентов разных специальностей // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 3 (152). — С.225-230.

Автор(ы): В.П. Мамина, Л.Ю. Бусурина, А.С. Кубекова

Название статьи: Особенности уровня притязаний и фрустрации у студентов разных специальностей

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.029

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей уровня притязаний и фрустрационных реакций у студентов разных специальностей медицинского вуза, а также разработка рекомендаций для психологов образовательных учреждений. Данное исследование представляется актуальным, поскольку уровень притязаний напрямую связан с самооценкой, которая может влиять на успеваемость обучающихся. Проанализированы факторы, влияющие на уровень притязаний. Был проведен сравнительный анализ уровня притязаний и фрустраций у студентов лечебного и фармацевтического факультета Астраханского государственного медицинского университета. С целью изучения уровня притязаний и фрустрации были использованы психодиагностические методики: 1) методика оценки уровня притязаний личности (В.К. Горбачевский); 2) методика диагностики уровня личностной фрустрации. (В.В. Бойко). По результатам психодиагностического обследования определена мотивационная структура личности: у студентов лечебного факультета мотивационными компонентами являются «намеченный уровень мобилизации усилий», «мотив самоуважения» и «познавательный мотив»; у студентов фармацевтического факультета – «оценка своего потенциала», «познавательный мотив» и «намеченный уровень мобилизации усилий». Выявлено, что среди студентов как лечебного, так и фармацевтического факультета есть группа «риска», поскольку у них диагностирована устойчивая тенденция к фрустрации. Была установлена значимость различий между группами студентов разных специальностей в мотивационных компонентах, а именно: «мотив смены деятельности» и «мотив самоуважения». Таким образом, результаты проведенного исследования могут быть полезны для психологов образовательных учреждений для работы со студентами и создания превентивных мероприятий, которые предотвращают искажение личностных притязаний и снижению уровня фрустрированности для повышения качества образовательного процесса.

Ключевые слова: уровень притязаний, студенты, фрустрация, намеченный уровень мобилизации усилий, мотив самоуважения, медицинский вуз, фрустрирующие состояния.

Контактные данные: mamina.v@internet.ru, busja75@list.ru, alya_kubekova@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Mamina V., Busurina L., Kubekova A. Features of the level of claims and frustration among students of different specialties // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 3 (152). — Р.225-230.

Author(s): V. Mamina, L. Busurina, A. Kubekova

Name of article: Features of the level of claims and frustration among students of different specialties

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.029

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the characteristics of the level of claims and frustration reactions in students of various specialties of a medical university, as well as the development of recommendations for psychologists in educational institutions. This study seems to be relevant, since the level of aspirations is directly related to self-esteem, which can affect the progress of students. The factors influencing the level of claims are analyzed. A comparative analysis of the level of claims and frustrations among students of the Medical and Pharmaceutical Faculty of the Astrakhan State Medical University was carried out. In order to study the level of claims and frustration, psycho-diagnostic methods were used: 1) a method for assessing the level of claims of a person (V.K. Gorbachevsky); 2) a technique for diagnosing the level of personal frustration. (V.V. Boyko). Based on the results of a psycho-diagnostic examination, the motivational structure of the personality was determined: for students of the medical faculty, the motivational components are “the intended level of mobilization of efforts”, “self-esteem motive” and “cognitive motive”; for students of the Faculty of Pharmacy — «assessment of their potential», «cognitive motive» and «targeted level of mobilization of efforts». It was revealed that among the students of both medical and pharmaceutical faculty there is a “risk” group, since they have been diagnosed with a stable tendency to frustration. The significance of differences between groups of students of different specialties in motivational components was established, namely: «the motive for changing activities» and «the motive of self-esteem». Thus, the results of the study can be useful for psychologists of educational institutions to work with students and create preventive measures that prevent the distortion of personal claims and reduce the level of frustration to improve the quality of the educational process.

Keywords: level of claims, students, frustration, target level of mobilization, motive of self-respect, medical university, frustrating states.

The contact details of authors: mamina.v@internet.ru, busja75@list.ru, alya_kubekova@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD