ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЬНОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Цитирование: Петрова Т.Н., Жукова М.А. Особенности формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 5 (154). — С.130-138.

Автор(ы): Т.Н. Петрова, М.А. Жукова

Название статьи: Особенности формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.016

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты исследования проблемы формирования социально-правовой культуры старшеклассников в условиях школьного медиапространства. На основе проведенного анализа научно-педагогических источников и SWOT-анализа педагогического потенциала нами построена SWOT-матрица для исследования, описания программы и принципов, основных блоков, направлений и принципов ее реализации, использования эффективных методик и медиатехнологий формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве.

Авторами раскрыта сущность социально-правовой культуры старшеклассника, которую они определили как социально-значимые качества личности, которые характеризуются правосознанием (уважительное отношение к праву, знание о праве, достаточный объём правовой информированности из массмедиа о содержании законности, правовых нормах); правоповедением (убеждение и ценностное отношение к праву, владение навыками правового поведения в социуме); социально-правовой деятельностью (правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях на основе выработки правовых установок). Целью формирования социально-правовой культуры старшеклассника является проявление своего отношения в социальной среде ко всему существующему, к поступкам и действиям людей, субъективное восприятие их поведения, влияние на формирование социально-правовых установок личности как членов общества, понимание естественности ее интеграции в общество и необходимости при этом определённого правового поведения в социуме. При этом в контексте темы исследования авторами показаны наиболее важные информационно-методические ресурсы, которые должны обеспечиваться современной информационно-образовательной медиасредой. По мнению авторов, она включает комплекс информационных цифровых образовательных ресурсов, т.е. совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий и др.), обеспечивающих формирование социально-правовой культуры старшеклассников.

Ключевые слова: социально-правовая культура, старшеклассник, медиапространство, SWOT-анализ, медиаобразование, принципы.

Контактные данные: tanjana1@yandex.ru, chebzhukova@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Petrova T., Zhukova M. Features of the formation of the social and legal culture of high school students in the school media space // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 5 (154). — Р.130-138.

Author(s): T. Petrova, M. Zhukova

Name of article: Features of the formation of the social and legal culture of high school students in the school media space

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.016

Abstract. The article substantiates the theoretical aspects of the study of the problem of the formation of the socio-legal culture of high school students in the conditions of the school media space.  Based on the conducted analysis of scientific and pedagogical sources and SWOT analysis of pedagogical potential, we have created a SWOT matrix for research, description of the program and principles, main blocks, directions and principles of its implementation, the use of effective methods and media technologies for the formation of social and legal culture of high school students in the school media space. The authors revealed the essence of the socio-legal culture of a high school student, which they defined as socially significant personality qualities that are characterized by legal awareness (respect for the law, knowledge of the law, a sufficient amount of legal awareness from the mass media about the content of legality, legal norms); law (conviction and value attitude to law, possession of skills of legal behavior in society); socially- socio-legal activity (the lawful nature of his actions in all  vital situations based on the development of legal guidelines). The purpose of formation the socio-legal culture of a high school student is to manifest his attitude in the social environment to everything that exists, to the actions and actions of people, subjective perception of their behavior, influence on the formation of socio-legal attitudes of the individual as members of society, understanding the naturalness of its integration into society, and the need for a certain legal behavior in society. At the same time, in the context of the issued topic, the authors show the most important information and methodological resources that should be provided by the modern information and educational media environment. According to the authors’ opinion, it includes a complex of information digital educational resources, i.e. a set of technological means of information and communication technologies (computers, other ICT equipment, communication channels, a modern system, pedagogical technologies, etc.), ensuring the formation of the social and legal culture of high school students.

Keywords: socio-legal culture, high school student, media space, SWOT analysis, media education, directions, principles.

The contact details of authors: tanjana1@yandex.ru, chebzhukova@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD