ОТДЕЛЬНЫЕ ГЕНИИ ИЛИ ГЕНИАЛЬНАЯ РАСА? (Ф. НИЦШЕ)

Цитирование: Смирнов И.П. Отдельные гении или гениальная раса? (Ф. Ницше) // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 3 (140). – С.28-36.

Автор(ы): И.П. Смирнов

Название статьи: Отдельные гении или гениальная раса? (Ф. Ницше)

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.003

Аннотация. Взяв за основу цикл лекций Ф. Ницше «О будущности наших образовательных учреждений» (1872 г.) и привлекая некоторые положения из других его трудов, автор раскрывает видение известного немецкого философа на обучение и воспитание будущего поколения. Обосновывается и разъясняется «парадокс Ницше»: увеличение объема знаний ведет к падению мыслительных способностей человека. Соглашаясь со многими взглядами Ницше (излишний прагматизм и огосударствление образования, отчужденность учащихся от школы, пределы специализации), автор сопоставляет их с современной системой образования.

В статье подвергается критическому анализу ницшеанская гипотеза о развитии общества исключительно за счет выдающихся личностей и о «сверхчеловеке» как движущей силе истории. Ей противопоставлена идея русского ученого-педагога В.П. Вахтерова: формировать «не отдельных гениев, а целую гениальную расу». Как воплощение сомнительной гипотезы Ницше оценена развивающаяся в последние годы в России практика отбора одаренных детей, которая при ее субъективном и избирательном применении способна поделить детей не на одаренных и бездарных, а на богатых и бедных.

Фридрих Ви́льгельм Ницше (1844–1900 г.г.) — немецкий мыслитель, под влиянием которого находилось большинство европейских философов и писателей первой половины XX века. Учился в Болонском университете, где изучал теологию и филологию, работал профессором классической филологии в Базельском университете, в 35 лет вышел на пенсию в связи с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 году в связи с помутнением рассудка.

Ключевые слова: Ницше, философия образования, развитие науки, формирование личности.

Контактные данные: ips2@list.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Smirnov I. Individual geniuses or genius race? (F. Nietzsche) // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 3 (140). – р.28-36

Author(s): I. Smirnov

Name of article: Individual geniuses or genius race? (F. Nietzsche)

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.003

Abstract. Based on a series of lectures by F. Nietzsche, “Тhe Future of Our Educational Institutions” (1872), and drawing on some points from his other works, the author reveals the vision of a famous German philosopher on the education and upbringing of a future generation. The “Nietzsche paradox” is justified and explained: an increase in the volume of knowledge leads to a drop in the mental abilities of a person. Agreeing with most of Nietzsche’s views (excessive pragmatism and nationalization of education, alienation of students from school, limits of specialization), the author compares them with the modern education system.

The article critically analyzes the Nietzschean hypothesis about the development of society exclusively at the expense of outstanding personalities and the “superman” as the driving force of the history. It is opposed by the idea of the Russian scientist and teacher V.P. Vakhterov: to form “not individual geniuses, but an entire genius race.” As the embodiment of Nietzsche’s dubious hypothesis, the practice of selecting gifted children, developing in recent years in Russia, was evaluated, which, when applied subjectively and selectively, can divide children not into gifted and mediocre, but into rich and poor.

Friedrich Wilhelm Nietzsche (1844–1900) is a German thinker who influenced most European philosophers and writers in the first half of the 20-th century. He studied at the University of Bologna, where he learned theology and philology, worked as a professor of a classical philology at the University of Basel, retired at the age of 35 due to an illness, despite which he wrote his works. Nietzsche’s creative activity was interrupted in 1889 in connection with a clouding of reason.

Keywords: Nietzsche, philosophy of education, development of science, personality formation.

The contact details of authors: ips2@list.ru

Full version of articleDOWNLOAD