Цитирование: Васюра С.А. О разработке методики изучения направленности коммуникативной активности // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 2 (145). — С.266-275.
Автор(ы): С.А. Васюра
Название статьи: О разработке методики изучения направленности коммуникативной активности
DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.037
Аннотация. Проблема коммуникативной активности человека становится чрезвычайно актуальной в связи с трансформацией прежних констант общения в современных условиях меняющегося мира; возникает потребность в создании психологического инструментария для изучения этой активности. В статье представлены результаты авторской разработки методики изучения направленности коммуникативной активности, ее теоретический и психометрический анализ. Теоретической предпосылкой создания методики изучения направленности коммуникативной активности является концептуальное представление о функциях человека как субъекта общения (В.Н. Панферов). Исходными теоретическими положениями послужили также идеи активности человека, заложенные в концепции интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин); полифонии активности в концепции метаиндивидуального мира (Л.Я. Дорфман); интегративный подход к коммуникативной активности (С.А. Васюра). Методика выявляет коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную, креативную направленность активности человека, реализующуюся в непосредственном и Интернет-общении. На выборке 418 человек 17 — 25 лет (128 юношей, 290 девушек) обсуждены результаты валидизации методики. Доказано, что методика обладает прогностической ценностью при изучении круга явлений, относящихся к непосредственному и опосредованному (виртуальному) общению, а также к коммуникативному потенциалу личности. Методика изучения направленности коммуникативной активности может применяться в научных и прикладных исследованиях.
Ключевые слова: общение, виртуальное общение, коммуникативная активность, направленность, методика.
Контактные данные: vasyura@inbox.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Vasyura S. The study about developing methodology of investigation of оrientation on communicative activity // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 2 (145). — Р.266-275.
Author(s): S. Vasyura
Name of article: The study about developing methodology of investigation of оrientation on communicative activity
DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.037
Abstract. The problem of a person’s communicative activity becomes urgent due to the transformation of previous communication constants in the current conditions of the changing world, there is a need for development of psychological tools for this activity. The article contains results of developing methodology of investigation of оrientation on communicative activity, its theoretical and psychometric analysis. The theoretical premise of the methodology is the conceptual idea of human’s functions as a subject of communication (V.N. Panferov). The ideas of human’s activity that is a part of integrated individuality concept (V.S. Merlin), polyphony of activity in the concept of metainividual world (L.Ya. Dorfman), integrative approach to communicative activity (S.A. Vasyura) have become the underlying theory. The methodology examines communicative, informational, cognitive, emotive, conative, creative оrientation on a person’s activity that implements in the direct Internet-communication. Results of methodology’s validation are discussed on a sample of 418 people 17 — 25 aged (128 males, 290 females). The research has a predictive value in examining a range of features referring to both direct and indirect (virtual) communication, as well as a person’s communicative potential. This study can be used in scientific and applied researches.
Keywords: communication, virtual communication, communicative activity, оrientation.
The contact details of authors: vasyura@inbox.ru
Full version of article: DOWNLOAD