Цитирование: Гельмутдинова М.Р. Педагогическая модель по адаптации приемного ребенка в замещающей семье // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 2 (151). — С.188-194.
Автор(ы): М.Р. Гельмутдинова
Название статьи: Педагогическая модель по адаптации приемного ребенка в замещающей семье
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.027
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки педагогической модели адаптации приемных детей в замещающих семьях для улучшения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий содержания ребенка, приближенных к семейным.
Цель статьи: на основании изучения педагогической литературы и методов диагностики адаптации детей-сирот в замещающих семьях разработать педагогическую модель и алгоритм ее реализации для ускорения социализации детей – сирот в приемных семьях и способствовать формированию вторичной привязанности ребенка в новой семье с дальнейшим социальным и личностным становлением его как полноценного члена общества.
Автором разработаны основные этапы адаптации приемного ребенка в замещающей семье с сопровождающими методами диагностики каждого этапа и инструментами их реализации. В статье приводится, разработанный автором опросник, по диагностике психологического климата и взаимоотношений в приемной или опекунской семье, представлена форма заполнения результатов опроса приемных родителей об особенностях поведения приемного ребенка, позволяющих разработать индивидуальные программы социализации детей на основе педагогической модели. В статье раскрыта сущность педагогической деятельности и ее влияние на адаптацию ребенка в приемной семье и формирование его вторичной привязанности через реализацию досуговой, учебной, внеучебной деятельности, посредством использования игровых методик, участие в семейных мероприятиях, кружковой и спортивной деятельности. На основании проведенного исследования предложена педагогическая модель адаптации приемного ребенка в замещающей семье, включающая в себя этапы адаптации с используемой методологией и инструментами, диагностический инструментарий по оценке уровня адаптации. Данная статья может быть предназначена для работников системы образования, исследователей, а также специалистов по сопровождению приемных семей.
Ключевые слова: семейное воспитание, социальная адаптация, замещающая семья, педагогическая модель.
Контактные данные: malika@info-islam.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Helmutdinova M. Pedagogical model for the adaptation of an adopted child in an adoptive family // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 2 (151). — Р.188-194.
Author(s): M. Helmutdinova
Name of article: Pedagogical model for the adaptation of an adopted child in an adoptive family
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.027
Abstract. The relevance of the article is due to the need to develop a pedagogical model for the adaptation of adopted children in adoptive families to enhance socialization of orphans and children left without parental care, to create favorable conditions for keeping a child close to family ones.
The purpose of the article: based on the study of pedagogical literature and methods for diagnosing the adaptation of orphans in adoptive families, to develop a pedagogical model and an algorithm for its implementation to accelerate the socialization of orphans in adoptive families and contribute to the formation of a child’s secondary attachment in a new family with further social and personal development of his as a full member of society.
The author has developed the main stages of adaptation of a child in an adoptive family with accompanying diagnostic methods for each stage and tools for their implementation. The article provides a questionnaire developed by the author for diagnosing the psychological climate and relationships in an adoptive or foster family, a form for filling in the results of a survey of adoptive parents about the behavior of an adopted child, which allows developing individual programs for the socialization of children based on a pedagogical model. The article reveals the essence of pedagogical activity and its influence on the adaptation of a child in an adoptive family and the formation of his secondary attachment through the implementation of leisure, educational, extracurricular activities, through the use of gaming techniques, participation in family events, circle and sports activities. On the basis of the study, a pedagogical model of adaptation of an adopted child in an adoptive family is proposed, which includes the stages of adaptation with the methodology and tools used, diagnostic tools for assessing the level of adaptation. This article may be intended for educators, researchers, as well as specialists in supporting adoptive families.
Keywords: family education, social adaptation, adoptive family, pedagogical model.
The contact details of authors: malika@info-islam.ru
Full version of article: DOWNLOAD