ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРЕХОДЕ К ЦИРКУЛЯРНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ

Цитирование: Авилова В.В. Педагогические задачи высшей школы в переходе к циркулярной модели экономики // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6 (155). — С.43-49.

Автор(ы): В.В. Авилова

Название статьи: Педагогические задачи высшей школы в переходе к циркулярной модели экономики

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.005

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования у студентов инженерного профиля системы компетенций, адекватных появлению нового тренда инновационного развития общества – переходу к циркулярной экономике. Циркулярная модель производства ценна как инструмент обеспечения нового качества экономического роста на основе наукоемких технологий, использующих альтернативные источники энергии, возобновляемое сырье, возврат отходов в технологическую цепочку. Цель статьи заключается в выработке рекомендаций по формированию мультидисциплинарного комплекса опережающих практику знаний, позволяющих обеспечить технологический рывок. Автором сформулированы предложения по содержанию дидактических единиц, характеризующих сущность циркулярной экономики, знание которых позволит повысить качество инженерных решений при развитии производственных комплексов. Раскрыта сущность глубинных предпосылок перехода к замкнутому циклу производства, как важнейшему инструменту решения климатической повестки. Классифицированы новые бизнес – модели, приведена их связь с цифровыми платформами. Предложен анализ мер государственного стимулирования перехода к циркулярной модели, знание которых позволит упростить сложный процесс трансформации промышленности. Доказана высокая степень рисков (экономических и технологически) при форсировании темпов перехода на новую модель, что требует многошагового анализа междисциплинарного характера. Статья предназначена для работников высшей школы, аспирантов, магистров и профильных организаций.

Ключевые слова: циркулярная экономика, возобновляемые ресурсы, альтернативная энергетика, шеринг, бизнес-модели замкнутого цикла, цифровизация производства, стимулирующие меры.

Контактные данные: avilovavv@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Avilova V. Pedagogical tasks of higher school in the transition to a circular economy model // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 6 (155). — Р.43-49.

Author(s): V. Avilova

Name of article: Pedagogical tasks of higher school in the transition to a circular economy model

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.005

Abstract. The relevance of the article is due to the need to form a system of competencies among students of an engineering profile that is adequate to the emergence of a new trend in the innovative development of society — the transition to a circular economy. The circular model of production is valuable as a tool to ensure a new quality of economic growth based on high technologies that use alternative energy sources, renewable raw materials, and the return of waste to the technological chain. The purpose of the article is to develop recommendations for the formation of a multidisciplinary complex of knowledge that is ahead of practice, allowing for a technological breakthrough. The author formulated proposals on the content of didactic units that characterize the essence of the circular economy, the knowledge of which will improve the quality of engineering solutions in the development of industrial complexes. The essence of the underlying prerequisites for the transition to a closed production cycle, as the most important tool for solving the climate agenda, is revealed. New business models are classified, their connection with digital platforms is given. An analysis of measures of state incentives for the transition to a circular model is proposed, the knowledge of which will simplify the complex process of industry transformation. A high degree of risks (economic and technological) has been proven when forcing the pace of transition to a new model, which requires a multi-step analysis of an interdisciplinary nature. The article is intended for employees of higher education, graduate students, masters and specialized organizations.

Keywords: circular economy, renewable resources, alternative energy, sharing, circular business models, digitalization of production, incentive measures.

The contact details of authors: avilovavv@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD