ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ В ГУМАНИТАРНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Цитирование: Стукалова О.В., Жумагулова Ж. Педагогический потенциал изучения современной прозы в гуманитарном высшем образовании // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3 (146). – С.86-91.

Автор(ы): О.В. Стукалова, Ж. Жумагулова

Название статьи: Педагогический потенциал изучения современной прозы в гуманитарном высшем образовании

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.012

Аннотация. Статья основана на обобщении результатов проведенного исследования читательского выбора молодежной аудитории. В исследовании (2019-2021 гг.) приняли участие студенты, обучающиеся в гуманитарных университетах России и Казахстана – всего исследованием были охвачены читательские предпочтения 138 студентов. В опросах, интервью, беседах внимание сосредоточивалось на выборе студентами предпочтительных, привлекательных для них текстов, на определении наиболее интересных для них качеств художественного мира писателя, на отношении к образам литературных героев. Язык художественного произведения открывает читателю образно переданное знание о мире, проведенные в рамках исследования опросы показывают активную поддержку у студентов такого качества личности, как экологическое сознание. Возможно, именно это качество можно назвать своеобразным ключом к пониманию эпохи, некую «метафору современности». В статье представлен алгоритм работы с текстами современной прозы в образовательном процессе студентов-гуманитариев, осваивающих пути проникновения в глубину авторского замысла. Определено, что освоение современной прозы создает возможности для всестороннего творческого роста, формирования эстетического вкуса, готовности к подлинно творческому чтению. Все это, в совокупности, позитивно влияет на формирование критического мышления, расширение культурного кругозора, обеспечивает устойчивость ценностных позиций студенческой молодежи.

Ключевые слова: гуманитарное образование, освоение, литературный текст, современная проза, алгоритм работы, творческое чтение.

Контактные данные: stukalova-ov@rudn.ru, zhadi.72@mail.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Stukalova O., Zhumagulova Zh. Pedagogical potential of studying contemporary prose in humanitarian higher education // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 3 (146). – Р.86-91.

Author(s): O. Stukalova, Zh. Zhumagulova

Name of article: Pedagogical potential of studying contemporary prose in humanitarian higher education

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.012

Abstract. The article is based on the generalization of the results of the study of the reader’s choice of the youth audience. The study (2019-2021) involved students studying at the humanitarian universities of Russia and Kazakhstan  in total, the study covered the reading preferences of 138 students. In surveys, interviews, and conversations, attention was focused on the choice of preferred texts that were attractive to them by students, on determining the qualities of the writer’s artistic world that were most interesting to them, on their attitude to the images of literary heroes. The language of a work of art reveals to the reader a figuratively transmitted knowledge about the world. The surveys conducted within the framework of the study show active support among students of such a personality quality as ecological consciousness. Perhaps it is this quality that can be called a kind of key to understanding the era, a kind of “metaphor of modernity”. The article presents an algorithm for working with texts of modern prose in the educational process of humanities students mastering the ways of penetrating into the depth of the author’s intention. It has been determined that the development of modern prose creates opportunities for all-round creative growth, the formation of aesthetic taste, and readiness for truly creative reading. All these features, taken together, have a positive effect on the critical thinking development, broadening the cultural outlook, and ensures the stability of the value positions of student youth.

Keywords: нumanities education, mastering, literary text, modern prose, work algorithm, creative reading.

The contact details of authors: stukalova-ov@rudn.ru, zhadi.72@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD