ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТАНДЕМА КРУПСКОЙ – ЛУНАЧАРСКОГО

Цитирование: Смирнов И.П. Педагогическое наследие политического тандема Крупской – Луначарского // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 6 (143). – С.7-17.

Автор(ы): И.П. Смирнов

Название статьи: Педагогическое наследие политического тандема Крупской – Луначарского

DOI: 10.51379/KPJ.2020.81.98.001

Аннотация. В статье показано, как в результате Октябрьской революции 1917 года было прервано развитие педагогической науки в России. В результате догматического прочтения идеи немецкого философа Карла Маркса, неверно интерпретированной вождем революции В.И. Лениным, был выдвинут ошибочный лозунг обязательного «соединения обучения с производительным трудом молодого поколения». Основываясь на нем, Н.К. Крупская навязала образованию тупиковую модель так называемой «трудовой школы». Она ввергла российскую школу в десятилетие хаоса и ошибок, привела к дезориентации педагогической общественности, разрушению системы профессиональных учебных заведений. Таков неизбежный результат любого политического вмешательства в образование и идеологии – в научную педагогику. Автор считает идею трудовой школы «русским крестом» отечественной педагогики, а степень ее восприятия – тестом на объективность и профессионализм российских ученых.

Крупская Надежда Константиновна (1869–1939 г.г.) – жена вождя революции В.И. Ленина, одна из идеологов педагогики марксизма и создателей советской системы народного образования, заместитель наркома просвещения РСФСР, доктор педагогических наук, почетный член АН СССР. С 1930 года была отстранена от работы в Наркомпросе и занялась вопросами библиотечной работы.

Луначарский Анатолий Васильевич (1875–1933 г.г.) – близкий соратник В.И. Ленина, первый нарком просвещения РСФСР, искусствовед, писатель, переводчик. В 1929 году смещён с поста наркома и назначен директором Института литературы и языка Коммунистической академии. Сторонник латинизации русского алфавита. Академик АН СССР.

Ключевые слова: А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, педагогика, трудовая школа, педагогика марксизма.

Контактные данные: ips2@list.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Smirnov I. Pedagogical heritage of the political tandem Krupskaya – Lunacharsky // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 6 (143). – р.7-17.

Author(s): I. Smirnov

Name of article: Pedagogical heritage of the political tandem Krupskaya – Lunacharsky

DOI: 10.51379/KPJ.2020.81.98.001

Abstract. The article shows how, as a result of the October Revolution, 1917, the development of pedagogical science in Russia was interrupted. As a result of a dogmatic reading of the idea of the German philosopher Karl Marx, which was incorrectly interpreted by the leader of the revolution V.I. Lenin, the erroneous slogan was put forward of the obligatory “combination of education with the productive labor of the young generation”. Based on it, N.K. Krupskaya imposed an impasse on the model of the so-called labor school. It plunged the Russian school into a decade of chaos and mistakes, which led to disorientation of the pedagogical community, the destruction of the system of professional educational institutions.  This is an inevitable result of any political interference in education and ideology – in scientific pedagogy. The author considers the idea of a labor school to be the “Russian cross” of Russian pedagogy, and the degree of its perception is treated as a test of the objectivity and professionalism of Russian scientists.

Krupskaya Nadezhda Konstantinovna (1869–1939) – the wife of the leader of the revolution V.I. Lenin, one of the ideologists of pedagogy of Marxism and the creators of the Soviet public education system, deputy commissar of education of the RSFSR, doctor of pedagogical sciences, honorary member of the USSR Academy of Sciences. Since 1930, she was removed from her position, and was engaged in library work.

Lunacharsky Anatoly Vasilievich (1875–1933) – a close associate of V.I. Lenin, the first People’s Commissar of Education of the RSFSR, an art critic, writer, translator. In 1929, he was removed from his position as people’s commissar and was appointed director of the Institute of Literature and Language of the Communist Academy. Supporter of the Latinization of the Russian alphabet. Academician of the Academy of Sciences of the USSR.

Keywords: A.V. Lunacharsky, N.K. Krupskaya, labor school, pedagogy of Marxism.

The contact details of authors: ips2@list.ru

Full version of articleDOWNLOAD