ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Цитирование: Кондратьев В.В., Вишнякова И.В., Файзуллин Р.Р., Лернер И.М., Кадушкин В.В. Подготовка преподавателей к обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 1 (144). – С.50-57.

Автор(ы): В.В. Кондратьев, И.В. Вишнякова, Р.Р. Файзуллин, И.М. Лернер, В.В. Кадушкин

Название статьи: Подготовка преподавателей к обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.005

Аннотация. Выявлены противоречия в организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по слуху (методологические, социально-экономические, содержательно-процессуальные); сформулирована цель переподготовки и повышения квалификации преподавателей в области обучения лиц с ОВЗ по слуху в техническом вузе, которая заключается в формировании готовности к развитию творческой самостоятельности обучающихся. Приведена совокупность основополагающих рекомендаций – принципов (гуманитаризации, динамичности, соответствия форм организации учебного процесса целям практической подготовки, индивидуализации и дифференциации), отражающих приоритеты в отборе и структурировании учебного материала в соответствии с заявленными задачами обучения преподавателей. Согласно концепции, предложенной авторами, готовность к инклюзивной деятельности преподавателя – это сформированность инклюзивного компонента его профессионально-педагогической деятельности, определяющего систему ключевых профессионально-педагогических компетенций в области подготовки студентов с ОВЗ. Представлена авторская программа подготовки преподавателей к работе со студентами с ОВЗ по слуху, обучающимся по техническим специальностям, которая может быть использована в других вузах. Каждый модуль программы нацелен на формирование соответствующей компетенции: 1) правовая компетенция в области образования инвалидов; 2) компетенция в области создания безбарьерной инклюзивной среды вуза, 3) компетенция в области социального и психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ по слуху, 4) компетенция в области  адаптации образовательных программ для студентов с ОВЗ по слуху, 5) компетенция в области вовлечения студентов с ОВЗ по слуху в развивающую среду вуза, в управление интеллектуальной собственностью (формирование творческой самостоятельности), 6) компетенция в области использования информационных технологий в образовании. Изложены особенности организации развивающей среды вуза, формирование которой является необходимым условием подготовки высококвалифицированных инженеров. Организация развивающей среды вуза создает условия для формирования готовности к управлению интеллектуальной собственностью и развития творческой самостоятельности и предполагает следующие шаги: создание административной поддержки; создание системы мотивации к управлению интеллектуальной собственностью; вовлечение студентов в научную деятельность; консультирование; установление связей с организациями, составляющими инфраструктуру рынка интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: инженерное образование, ограниченные возможности здоровья по слуху, инклюзивное образование, управление интеллектуальной собственностью, творческая самостоятельность, развивающая среда вуза.

Контактные данные: v.kondratyev.50@mail.ru, vivkazan@mail.ru, rrfayzullin@kai.ru, aviap@mail.ru, vladislav.kadushkin@gmail.com

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Kondratyev V., Vishnyakova I., Fayzullin R., Lerner I., Kadushkin V. Preparing teachers to teach students with disabilities // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 1 (144). – р.50-57.

Author(s): V. Kondratyev, I. Vishnyakova, R. Fayzullin, I. Lerner, V. Kadushkin

Name of article: Preparing teachers to teach students with disabilities

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.005

Abstract. Authors identified contradictions (methodological, socio-economic, content-process) in the organization of training people with hearing disabilities, formulated the goal of retraining and advanced training of teachers who work with hearing impaired students in a technical University, which is to form a readiness for the development of students’  creative independence. A set of fundamental recommendations – principles such as humanization, dynamism, correspondence of the forms of organization of the educational process to the goals of practical training, individualization and differentiation, reflecting the priorities in the selection and structuring of educational material in accordance with the stated objectives of training teachers is shown in the article. According to the concept proposed by authors, readiness for inclusive activity of teacher is the formation of the inclusive component of his professional and pedagogical activity, which determines the system of key professional and pedagogical competencies in the field of training students with disabilities. The author’s training program for teachers to work with students with hearing disabilities of technical specialties is presented and suggested to implementation in other universities. Each module of the program is aimed at the developing of appropriate competence: 1) legal competence in the field of education of persons with disabilities; 2) competence in the field of creating a barrier-free inclusive environment of the university, 3) competence in the field of social and psychological support of students with hearing disabilities, 4) competence in the field of adaptation of educational programs for students with hearing disabilities, 5) competence in the field of involvement of students with hearing disabilities in the developing environment of university and the management of intellectual property to form a creative independence, 6) competence in the implementation of information technologies in education. Peculiarities in organization of the developing environment of university, formation of which is a necessary condition for the training of highly qualified engineers are stated. The organization of the developing environment of university creates conditions for the formation of readiness for intellectual property management and the development of creative independence and involves the following steps: creating administrative support; creating a motivation system for intellectual property management; involving students in scientific activities; consulting; establishing links with organizations that make up the infrastructure of the intellectual property market.

Keywords: engineering education, hearing disabilities, inclusive education, intellectual property management, creative independence, developing environment of the university.

The contact details of authors: v.kondratyev.50@mail.ru, vivkazan@mail.ru, rrfayzullin@kai.ru, aviap@mail.ru, vladislav.kadushkin@gmail.com

Full version of article: DOWNLOAD