ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПЕДАГОГИКИ КАК ИСКАЖЕНИЕ МИССИИ ОБРАЗОВАНИЯ (П. БЛОНСКИЙ)

Цитирование: Смирнов И.П. Политические законы педагогики как искажение миссии образования (П. Блонский) // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 1 (144). – С.23-30.

Автор(ы): И.П. Смирнов

Название статьи: Политические законы педагогики как искажение миссии образования (П. Блонский)

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.002

Аннотация. Автор подвергает критике выведенные Павлом Блонским законы педагогики марксизма: «О классовой сущности педагогики», «Соответствие школы определенному общественному строю», «Цель школы – производственное образование». Заложенные в них, а также в выдвинутой Крупской и поддержанной Блонским концепции «трудовой школы» принципы образования рассматриваются как сознательное отступление от научных основ педагогики и пример выполнения ученым политического заказа.

В статье доказывается, что педагогика, как и любая наука, должна быть свободна от политики, подчиняться исключительно законам объективного познания. Для утверждения педагогики в статусе науки, она обязана выдавить из себя «политического раба», а ученый – перейти от педагогики страха к педагогике чести и достоинства.

Блонский Павел Петрович (1884–1941 г.г.) – русский и советский философ, психолог, педагог, один из основоположников советской педологии. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, оставлен на кафедре философии для подготовки к профессорской деятельности, работал приват-доцентом. По рекомендации Н.К. Крупской становится членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета, участвует в разработке учебных программ и в школьной реформе. Пользовался поддержкой А.В. Луначарского. В конце жизни работал в Институте психологии в Москве.

Ключевые слова: П.П. Блонский, законы педагогики, трудовая школа, наука и политика.

Контактные данные: ips2@list.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Smirnov I. Political laws of pedagogy as a distortion of the historical mission of education (P. Blonsky) // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 1 (144). – р.23-30.

Author(s): I. Smirnov

Name of article: Political laws of pedagogy as a distortion of the historical mission of education (P. Blonsky)

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.002

Abstract. The author criticizes the laws of pedagogy of Marxism derived by Pavel Blonsky: “On the class essence of pedagogy”, “Correspondence of the school to a certain social order”, “The goal of the school is industrial education”. The principles of education embedded in them, as well as in the concept of “labor school” set forward by Krupskaya and supported by Blonsky, are considered as a deliberate departure from the scientific foundations of pedagogy and an example of the fulfillment of a political order by scientists.

The article proves that pedagogy, like any science, should be free from politics, subject exclusively to the laws of objective knowledge. To establish pedagogy in the status of science, it must squeeze out of itself a “political slave”, and a scientist must move from the “pedagogy of fear” to the “pedagogy of honor and dignity”.

Blonsky Pavel Petrovich (1884–1941) is a Russian and Soviet philosopher, a psychologist,a teacher, one of the founders of the Soviet pedology. He graduated from the Faculty of History and Philology of Moscow University, remained at the Department of Philosophy to prepare for professorship, worked as a privat-docent. According to the recommendation of N.K. Krupskaya, he becomes a member of the scientific and pedagogical section of the State Academic Council, participates in the development of curricula and in school reform. Enjoyed the support of A.V. Lunacharsky. At the end of his life he worked at the Institute of Psychology in Moscow.

Keywords: P.P. Blonsky, laws of pedagogy, labor school, science and politics.

The contact details of authors: ips2@list.ru

Full version of articleDOWNLOAD