ПРАКТИКИ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Цитирование: Зарипова Э.А. Практики приобщения к труду несовершеннолетних в социальных приютах для детей и подростков Республики Татарстан // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 4 (153). — С.293-300.

Автор(ы): Э.А. Зарипова

Название статьи: Практики приобщения к труду несовершеннолетних в социальных приютах для детей и подростков Республики Татарстан

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.036

Аннотация. Актуальность. Область детского неблагополучия имеет широкие рамки. Достижение эффективной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних зависит как от профессионализма работников социальных приютов для детей и подростков, так и от активного участия в этом процессе всех субъектов системы профилактики детской безнадзорности — органов и учреждений здравоохранения, образования, полиции, миграционной службы, культуры, спорта, опеки и попечительства. Цель статьи: раскрыть возможные пути социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних через практику приобщения к труду в социальных приютах.

Методологией исследования выступает гуманитарная парадигма социального образования, базирующаяся на свободном и духовном развитии личности, помощи и поддержке в саморазвитии и самосовершенствовании обучаемым на разных этапах социального становления. Базой исследования выступили социальные приюты для детей и подростков Республики Татарстан. В работе использованы теоретические (анализ передового отечественного и зарубежного опыта, сравнение методов и методик работы с несовершеннолетними, синтез полученных результатов) и эмпирические (анализ статистических данных форм, методов и результатов работы с несовершеннолетними в республике) методы исследования.

В результате проведенной работы были выявлены наиболее эффективные практики приобщения к труду как эффективной формы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, разработан алгоритм действий сотрудников приютов при поступлении несовершеннолетнего и дальнейшее его сопровождение. Установлено, что поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних обеспечивает восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи. В результате проводимой социально-реабилитационной работе более 90% воспитанников приютов выбывают с семейными формами жизнеустройства.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, несовершеннолетний, социальный приют, гуманитарная парадигма.

Контактные данные: elmira.zaripova@tatar.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Zaripova E. Practices of introducing minors to work in social shelters for children and adolescents of the Republic of Tatarstan // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 4 (153). — Р.293-300.

Author(s): E. Zaripova

Name of article: Practices of introducing minors to work in social shelters for children and adolescents of the Republic of Tatarstan

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.036

Abstract. Relevance. The sphere of child distress has a wide scope. The achievement of effective socio-pedagogical rehabilitation of minors depends both on the professionalism of employees of social shelters for children and adolescents, and on the active participation in this process of all subjects of the system of prevention of child neglect — health authorities and institutions, education, police, migration service, culture, sports, guardianship and guardianship. The purpose of the article is to reveal possible ways of socio-pedagogical rehabilitation of minors through the practice of initiation to work in social shelters.

The methodology of the research is the humanitarian paradigm of social education, based on the free and spiritual development of the individual, assistance and support in students’ self-development and self-improvement at different stages of social formation. The research was based on social shelters for children and adolescents of the Republic of Tatarstan. The paper uses theoretical (analysis of advanced Russian and foreign experience, comparison of methods and techniques of work with minors, synthesis of the results obtained) and empirical (analysis of statistical data of forms, methods and results of work with minors in the republic) research methods.

As a result of the conducted work, the most effective practices of introduction to work as an effective form of socio-pedagogical rehabilitation of minors were identified, an algorithm of actions of employees of shelters when a minor is admitted and his further support was developed. It was established that the phased implementation of individual and group programs of socio-pedagogical rehabilitation of minors ensures the restoration of lost contacts with the family and within the family. As a result of the ongoing social rehabilitation work, more than 90% of the children of orphanages leave with family forms of life arrangement.

Keywords: socio-pedagogical rehabilitation, minors, social shelter, humanitarian paradigm.

The contact details of authors: elmira.zaripova@tatar.ru

Full version of article: DOWNLOAD