Предпосылки радикализации и вовлечения учащейся молодежи в деятельность террористических организаций коммуникации

Галиева Р.О., Палеха Е.С. ПРЕДПОСЫЛКИ РАДИКАЛИЗАЦИИ И ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНИКАЦИИ  // Казанский педагогический журнал. 2019.№3 (134). С.108113. 

 Автор(ы): Галиева Р.О., Палеха Е.С.
Название статьи: ПРЕДПОСЫЛКИ РАДИКАЛИЗАЦИИ И ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНИКАЦИИ  
Индекс DOI10.34772/KPJ.2020.134.3.002
Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки вовлечения учащейся молодежи в деятельность террористических организаций; дается анализ комплекса факторов, влияющих на их выбор на этапе обучения в среднем, средне-специальном или высшем учебном заведении. Авторы исходят из представления о том, что имеется ряд внутренних и внешних предпосылок, способствующих принятию той или иной стороны в радикальном политико-религиозном конфликте, и что подобный выбор представляется возможным предотвратить в случае, если образовательно-воспитательные учреждения обладают комплексом современных механизмов профилактики отклоняющегося поведения. Новизной исследования является то, что с позиций комплексного подхода рассматривается совокупность интра и экстра-факторов (особенности личности, актуальная ситуация, образовательная среда, интернет-контентные предпочтения), что позволяет подойти к анализу совершения радикального выбора с учетом его психологической, языковой и социальной составляющих. Данное многоаспектное явление исследуется на материале реальных ситуаций принятия решений об участии учащихся в радикальных мероприятиях и дополнено данными, полученными в ходе индивидуальных бесед (интервью), психологической диагностики, а также психолого-лингвистического экспертного исследования функционала воздействующего интернет-контента, к которому обращались испытуемые. В результате исследования были выявлены связи между особенностями переживания выбора личностью, склонной к террористической деятельности, ее характеристиками, коммуникативной и жизненной ситуацией, воздействующим потенциалом видеоматериалов сети Интернет, а также отсутствием комплекса мер превентивного характера в учебных заведениях страны. Авторы приходят к выводу о том, что именно сочетание факторов различной этиологии играет ключевую роль в формировании того или иного предпочтения у обучаемого и определяет решение об участии в деятельности террористической организации. Учет этих факторов важен при разработке комплекса мер профилактики преступлений террористической и экстремистской направленности в воспитательно-образовательных учреждениях на территории Российской Федерации, а также при дальнейшей реадаптации и ресоциализации лиц, отбывших наказание и освободившихся из исправительного учреждения. Настоящее исследование является результатом многолетней работы авторов с лицами, входящими в «группу риска», а также материалами, формирующими радикальное мировосприятие и предпосылки для так называемого отклоняющегося поведения радикального толка. Рекомендовано педагогам, психологам, специалистам служб практической психологии образования, руководителям образовательных учреждений..
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, профилактика в учебной среде, учащаяся молодежь, группа риска, особенности личности террориста, коммуникативное воздействие, механизм вовлечения, выбор.
Контактные данные авторов: emailroksana.kazan@gmail.comkaterina.paleha@gmail.com

Полная версия статьиСКАЧАТЬ

 



Galieva
, E.Palekha YOUTH PRECONDITIONS OF RADICALIZATION AND INVOLVEMENT OF PARTICIPATING IN ACTIVITIES OF TERRORIST ORGANIZATIONS// Kazan pedagogical journal. 2019.№3 (134). р.108113..
Author(s): R. Galieva, E. Palekha
Name of article: INTERNAL RESOURCES OF THE PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF INTERNET COMMUNICATION
Index of DOI: 10.34772/KPJ.2020.134.3.002
Abstract: The article discusses the prerequisites for involving students in the activities of terrorist organizations, analyzes the complex of factors that influence their choice at the stage of studying in secondary, secondary special or higher educational institutions. The authors proceed from the idea that there are a number of internal and external preconditions that facilitate the adoption of one party or another in a radical political and religious conflict, and that such a choice seems to be prevented if educational institutions have a set of modern mechanisms for the prevention of deviant behavior. The novelty of the study is in the integrated approach (taking into account his psychological, linguistic and social constituents), which considers a set of intra- and extra-factors (personality characteristics, a current situation, educational environment, Internet content preferences) determine the radical choice of a person. This multidimensional phenomenon is examined on the real situations basis of students’decision-making about the participation in radical events and is supplemented with data obtained during individual interviews (interviews), psychological diagnostics, psychological and linguistic expert research of the functionality of the influential Internet content addressed to the subjects. As a result of the study, there were found links between the peculiarities of the experience of choosing by a person prone to terrorist activity, his characteristics, communicative and life situation, the impacting potential of Internet video materials, and the absence of a set of preventive measures in educational institution heattendes. The authors come to the conclusion that it is the combination of factors of various etiologies that plays a key role in shaping a student’s preferences and determines the decision to participate in the activities of a terrorist organization. The consideration of these factors is important in the development in educational institutions of a set of measures for the prevention of terrorist and extremist crimes in the Russian Federation, as well as in the further rehabilitation and re-socialization of persons who have served their sentences and have been released from a correctional institutions. This study is the result of many years of work with persons belonging to the “risk group”, as well as materials forming a radical worldview and prerequisites for the so-called deviant radical behavior. It could be recommended to teachers, psychologists, specialists of the services of practical psychology of education, heads of educational institutions.
Keywords: deviant behavior, prevention in the educational environment, the student youth, a risk group, personality characteristics of a terrorist, communicative influence, involvement mechanisms, the choice
The contact details of authors: e-mail: roksana.kazan@gmail.com, katerina.paleha@gmail.com

Full version of articleDOWNLOAD