ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКОСИСТЕМ

Цитирование: Прокофьева Е.Н. Предпосылки развития образовательных экосистем // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 5 (148). — С.53-59.

Автор(ы): Е.Н. Прокофьева

Название статьи: Предпосылки развития образовательных экосистем

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.006

Аннотация. В современной методологии образования основным является подход «ориентация на человека», что порождает вектор экосистемности образования как новую норму образовательной деятельности.

Сейчас только формируются и отрабатываются стратегии создания и развития образовательных экосистем и ее педагогических практик, как в цифровом пространстве, так и вне его. Обосновывается роль трансформационных процессов в научно-образовательной сфере, которые предопределяют необходимость формирования в вузах образовательных экосистем. В статье автор раскрывает предпосылки развития образовательной экосистемы с позиций реализации когнитивной парадигмы образования.

Автором рассмотрены проблемы представления образовательных экосистем при отсутствии ориентира на гуманитаризацию обучения, недостаточно развитых системах управления, ориентире на человекоцентризм вместо человеко- и природосообразности. Представлен анализ результатов пилотного исследования факторов организации образовательных экосистем. Выделены основные ориентиры формирования образовательных экосистем. Описана сущность образовательной экосистемы через призму: отношений, педагогических взаимодействий, образовательной среды, ориентации на качество образования, образовательных стратегий и технологий. На основании выделенных предпосылок развития образовательных экосистем, делается вывод о том, что университетская экосистема – это гибкий механизм взаимодействия всех акторов образования, который позволяет своевременно и адекватно реагировать на внешние и внутренние изменения.

Статья предназначена для педагогов, руководителей образовательных организаций, исследователей, занимающихся вопросами образовательной экосистемы.

Ключевые слова: высшее образование, развитие человека, образовательная экосистема, экосистемный подход, акторы образования.

Контактные данные: elena-kzn@list.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Prokofieva E. Prerequisites for the development of educational ecosystems // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 5 (148). — Р.53-59.

Author(s): E. Prokofieva

Name of article: Prerequisites for the development of educational ecosystems

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.006

Abstract. In the modern methodology of education, the main approach is «human orientation», which gives rise to the vector of ecosystem education as a new norm of educational activity.

Strategies for the creation and development of educational ecosystems and its pedagogical practices both in the digital space and outside it are just being formed and worked out. The role of transformational processes in the scientific and educational sphere, which predetermine the need for the formation of educational ecosystems in universities, is substantiated. In the article, the author reveals the prerequisites for the development of the educational ecosystem from the standpoint of the implementation of the cognitive paradigm of education.

The author considers the problems of representing educational ecosystems in the absence of a focus on the humanitarization of learning, insufficiently developed management systems, a focus on humanocentrism instead of human- and nature-conformity. The analysis of the results of a pilot study of the factors of the organization of educational ecosystems is presented. The main guidelines for the formation of educational ecosystems are highlighted. The essence of the educational ecosystem is described through the prism of: relationships, pedagogical interactions, educational environment, orientation to the quality of education, educational strategies and technologies. Based on the identified prerequisites for the development of educational ecosystems, it is concluded that the university ecosystem is a flexible mechanism for the interaction of all actors of education, which allows timely and adequate response to external and internal changes.

The article is intended for teachers, heads of educational organizations, researchers dealing with the issues of the educational ecosystem.

Keywords: higher education, human development, educational ecosystem, ecosystem approach, education actors.

The contact details of authors: elena-kzn@list.ru

Full version of article: DOWNLOAD