ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цитирование: Ильясов Д.Ф., Буров К.С., Селиванова Е.А. Принципы разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 2 (145). — С.41-50.

Автор(ы): Д.Ф. Ильясов, К.С. Буров, Е.А. Селиванова

Название статьи: Принципы разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.005

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью освоения ресурсов цифровой образовательной среды в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом учитывается, что одним из ведущих средств обеспечения повышения квалификации является дополнительная профессиональная программа. На основе анализа научной литературы делается вывод, что формулирование единых методологических подходов и принципов существенно повышает качество разработки образовательных программ, основанных на применении цифровых технологий. Утверждается, что успешный опыт разработки образовательных программ, реализующихся с привлечением ресурсов цифровой образовательной среды, требует уточнения в соответствии со спецификой образования взрослых обучающихся. Ставится цель – формулирование принципов разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье сформулированы авторские методологические установки, принимаемые во внимание при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, реализующихся с использованием цифровых технологий. Обозначенные методологические основания послужили основой для определения принципов, которые необходимо учитывать для разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, функционирующих в условиях цифровизации системы образования и реализующихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. Впервые представлены принципы, охватывающие процесс разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий. Теоретическая значимость разработанных методологических оснований и принципов заключается в том, что их применение обеспечивает фокус на ключевых целях и назначении образовательного процесса, особенностях взрослых обучающихся, снижает риск нарушения баланса между формой и содержанием, повышает эффективность в выборе ресурсов и технологий. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные основания могут быть полезными для научно-педагогических работников и преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования, задействованных в разработке и реализации программ повышения квалификации с привлечением ресурсов цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы, цифровые технологии в образовании, дидактические принципы, образование взрослых.

Контактные данные: dinaf_chel@mail.ru, kos_chel@mail.ru, sel_lena@mail.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Ilyasov D., Burov K., Selivanova E. Principles of development and implementation of additional professional programs using digital technology // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 2 (145). — Р.41-50.

Author(s): D. Ilyasov, K. Burov, E. Selivanova

Name of article: Principles of development and implementation of additional professional programs using digital technology

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.005

Abstract. The relevance of the article is due to the need to master the resources of the digital educational environment in institutions of additional professional education. It is taken into account that one of the leading means of providing advanced training is an additional professional program. Based on the analysis of scientific literature, it is concluded that the formulation of common methodological approaches and principles significantly improves the quality of the development of educational programs using digital technologies. It is argued that the successful experience of developing educational programs that are implemented using the resources of the digital learning environment requires clarification in terms of taking into account the specifics of adult education students. The aim is to formulate principles for the development and implementation of additional professional programs using digital technology. Scientific novelty of the study consists in the fact that the article formulated the author’s methodological guidelines, taken into account in the design and implementation of additional professional programs implemented using digital technologies. These methodological foundations served as the basis for determining the principles that should be taken into account for the development and implementation of additional professional programs that operate in the context of digitalization of the education system and implemented using information and communication technologies. For the first time the principles covering the process of development and implementation of additional professional programs using digital technology is presented. The theoretical significance of the developed methodological foundations and principles is that their application provides a focus on the key objectives and purpose of the educational process, the characteristics of adult learners, reduces the risk of imbalance between form and content, increases efficiency in the choice of resources and technologies. The practical significance of the study includes the fact that these foundations may be useful for scientific and pedagogical workers and teachers of institutions of further professional education involved in the development and implementation of professional development programs involving the resources of the digital learning environment.

Keywords: additional professional programs, digital technologies in education, didactic principles, adult education.

The contact details of authors: dinaf_chel@mail.ru, kos_chel@mail.ru, sel_lena@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD