ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ СНИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цитирование: Замараева Е.И. Причины конфликтогенности и условия ее снижения в сфере высшего образования // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 3 (146). — С.274-280.

Автор(ы): Е.И. Замараева

Название статьи: Причины конфликтогенности и условия ее снижения в сфере высшего образования

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.038

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью снижения конфликтов в высшей школе. Проведенный анализ источников позволил выделить основные факторы конфликтогенности, к которым относятся: социально-политические потрясения российского общества конца прошлого века, слом всех устоявшихся систем социума, многочисленные реформы образования, выросшие нагрузки аудиторной и научно-исследовательской работы, эмоциональное выгорание преподавателей. Констатируется поляризация ценностно-смысловых ориентиров участников образовательного процесса, коммерциализация образования, увеличивающееся социальное расслоение, тенденция к нарастанию элитизации высшего образования. Ригидность профессионального поведения преподавателей в усложняющихся условиях технологической динамичности, слабая мотивация студентов к учебной деятельности, низкий уровень их общего развития, социальная инфантильность также выявлены в числе основных факторов конфликтогенности. Автором предложены следующие меры снижения конфликтогенности: необходимость повышения социального статуса преподавателя, снижение возложенных на него обязанностей, введение специальной должности педагога-психолога вуза или медиатора конфликтов,  создание консультационного центра для первокурсников, обучение основам ортобиотики, а также усиление воспитательной работы среди студентов. Показана необходимость внедрения мер по предупреждению роста конфликтогенности в вузах. Статья предназначена для работников высшего образования, исследователей.

Ключевые слова: конфликт, конфликтогенность, высшее образование, педагогическая среда.

Контактные данные: zamaraeva_e@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Zamaraeva E. Causes of conflict potential and conditions for its decrease in the field of higher education // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 3 (146). — Р.274-280.

Author(s): E. Zamaraeva

Name of article: Causes of conflict potential and conditions for its decrease in the field of higher education

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.038

Abstract. The relevance of the article is caused by the need to reduce conflicts in higher education. The analysis of the sources made it possible to single out the main factors of conflict potential, which include: the socio-political upheavals of Russian society at the end of the last century, the breakdown of all established systems of society, numerous educational reforms, increased loads of classroom and research work, emotional burnout of teachers. The polarization of the value-semantic guidelines of the participants in the educational process, the commercialization of education, the increasing social stratification, the tendency towards an increase in the elitization of higher education are stated. The rigidity of the professional behavior of teachers in the increasingly complex conditions of technological dynamism, poor motivation of students for learning activities, low level of their general development, social infantilism are also named among the main factors of conflict potential.The conditions for reducing conflict potential were identified: the need to increase the social status of a teacher, reduce the responsibilities assigned to him, introduce a special position as a teacher-psychologist of a university or mediator of conflicts, create a consulting center for freshmen, teach the basics of orthobiotics, and strengthen educational work among students. The necessity of introducing measures to prevent the growth of conflict potential in universities is shown. The article is intended for higher education workers, researchers.

Keywords: conflict, conflict potential, higher education, pedagogical environment.

The contact details of authors: zamaraeva_e@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD